Заявленная лидерами Меджлиса крымскотатарского народа акция по блокированию поставок товаров на аннексированный полуостров вызвала большой резонанс и мгновенную реакцию со стороны оккупационной администрации Крыма.
От шапкозакидательского "нас и Россия неплохо кормит" из уст Аксенова — до угрозы уголовного преследования организаторов и обвинений Украины в попытке заморить голодом жителей Крыма от коллаборантов разного калибра.
Соцсети взорвались постами патриотов с оккупированных территорий: "Давно пора! Давите — мы потерпим. Пусть холодильник выключит в головах телевизор".
Эксперты, журналисты и блогеры пишут тексты с множеством вопросов, в том числе и с требующими предельно честных ответов: не усугубит ли блокада а) положение крымских татар и всех политических украинцев в Крыму; б) не приведет ли к гуманитарной катастрофе; в) если закон о СЭЗ Крым отменять — что вместо? г) согласована ли блокада с президентом? Последний учитывает и то обстоятельство, что и Рефат Чубаров, и Мустафа Джемилев — народные депутаты от Блока Петра Порошенко, а Мустафа-ага, к тому же, — уполномоченный президента по вопросам крымскотатарского народа. Оба лидера старательно обходят прямой ответ на этот вопрос, что порождает конспирологические версии.
А руководство Украины — как воды в рот набрало. Ни да ни нет, ни попыток разобраться в происходящем. Отсутствие оперативной официальной реакции со стороны президента и премьера — симптом нехороший, хотя уже привычный. Ждут жареного петуха. Или в виде глубоко озабоченного звонка от наших европейских и американских друзей, или резкой "ответки" из Кремля что-то вроде очередного визита ФСБ на липецкий "Рошен". Либо, в случае полной блокировки движения на Крым фур, — настойчивых просьб "что-нибудь сделать" от друзей-бизнесменов — производителей и продавцов алкоголя, курятины и стройматериалов, скромных контрабандистов и воротил теневых схем с НДС и "серым" экспортом…
Так вот, пока не началось, есть большая потребность в раскладывании на полочки требований организаторов акции протеста — для адекватного понимания ее цели, адресатов, возможных последствий и планирования последующих и упреждающих шагов власти. Учитывая, что по теме вывихнутой политики Киева в отношении оккупированного Крыма ZN.UA на протяжении полутора лет публиковала массу материалов, многие моменты позволю перечислять через запятую. Для лучшего восприятия ответов на извечный (увы!) вопрос "чего хотят крымские татары?", но в этой конкретной акции, с разрешения председателя Меджлиса Рефата Чубарова, некоторые его содержательные цитаты будут изложены тезисно и структурировано.
Первым делом, внесем ясность в суть заявленной лидерами Меджлиса акции. Это не продовольственная блокада Крыма, как сообщают СМИ, по разным причинам интерпретируя слова лидеров крымских татар (в том числе, и для простоты изложения информации). Рефат Чубаров особенно подчеркивает, что речь идет о гражданской блокаде, подразумевающей комплекс мероприятий и перечень требований как к властям РФ, так и Украины.
Второй существенный момент: блокада поставок в Крым не есть акцией исключительно крымских татар и не является акцией Меджлиса, несмотря на то, что была озвучена его лидерами. Это будет акция всех крымских политических украинцев, которые устали ждать от власти реальных шагов по деоккупации полуострова и защите прав его жителей по обе стороны Перекопа, но которая не забывает заботиться об интересах выгодополучателей "крымской офшорки", рожденной законом о СЭЗ "Крым". Заметьте: в озвученных требованиях инициаторов блокады нет традиционных политических требований Меджлиса о статусе крымскотатарского народа, национально-территориальной автономии, защите прав только этого народа — есть требования, касающиеся каждого крымчанина, независимо от национальности. И каждого украинца, который хотел бы наиболее бескровного выхода из войны с Россией, но эта война априори закончится только тогда, когда будет возвращен Крым.
"Все предпринятые до этого момента действия — и со стороны Украины, и со стороны международного сообщества — не дали результатов не только в плане деоккупации Крыма, но и соблюдения прав и свобод человека на оккупированной территории. Репрессии в отношении крымских татар и других украинских граждан — похищения, убийства, аресты, обыски, "выдавливание" из Крыма несогласных, нарушение прав на свободу слова и мирных собраний, деятельности религиозных организаций — продолжаются и усиливаются. В то же время украинские товары на льготных условиях (беспошлинно — благодаря закону о СЭЗ "Крым", т.е. в убыток бюджету Украины) поставляются на полуостров. И вместе с тем Украина требует от ЕС и США усилений санкций, чтобы сделать цену аннексии Крыма для России неподъемной", — говорит Рефат Чубаров.
Напомним не единожды написанное: зависимость Крыма от поставок из материковой Украины жизненно важных ресурсов (электроэнергия, вода, продовольствие — от 60 до 80% от потребности) давала возможность Украине с первых дней оккупации осуществлять эффективное экономическое давление на агрессора, однако она не была использована. И лидеры Меджлиса, и представители гражданского общества неоднократно взывали к властям Украины с призывом использовать формулу "продовольствие — в обмен на права человека" как минимум для того, чтобы в Крыму прекратились репрессии по политическим и этническим мотивам. Поэтому первая цель блокады — правозащитная.
От РФ ее организаторы требуют:
1. Освобождения украинских политзаключенных, которые содержатся под арестом как в Крыму, так и на территории России: Ахтема Чийгоза, Мустафы Дегерменджи, Али Асанова, Таира Смедляева, Александра Костенко, а также Надежды Савченко, Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и др.
2. Прекращения политически мотивированного уголовного и административного преследования граждан Украины в Крыму.
3. Устранения незаконных препятствий для работы крымскотатарских и украинских СМИ, беспрепятственного допуска в Крым иностранных журналистов и международных наблюдателей.
4. Снятия запрета на въезд в Крым лидерам крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову, активистам национального движения Исмету Юкселю и Синаверу Кадырову.
Вторая цель блокады — экономическая. Онанацелена на коренное изменение государственной политики Украины относительно деятельности юридических и физических лиц на оккупированной территории АР Крым и Севастополя, порядка передвижения товаров и людей. В результате российская администрация в Крыму должна получить максимум проблем для содержания Крыма, а украинские граждане — минимум проблем для передвижения через админграницу и обеспечения себя продуктами первой необходимости.
В принципе, так и предполагалось полтора года назад, когда принимался закон о гарантиях прав и свобод граждан Украины на временно оккупированных территориях. Чтобы ускорить его принятие, из проекта изъяли раздел об экономической деятельности — чтобы выписать качественно и без спешки. В результате вместо правительственного проекта был вброшен и продавлен лоббистский закон о СЭЗ "Крым" (авторства К.Ляпиной и С.Терехина), благодаря которому олигархи получили возможность сохранить свои активы и работать "на два фронта", получив российскую регистрацию, а некоторые — и "ярлык" от Аксенова на нелегальный экспорт из Украины транзитом через Крым (по экспертным данным, на экспорт, таким образом, беспошлинно идет до 80% поставок в Крым). При этом Кабмин максимально усложнил порядок пересечения "границы" для людей, а Нацбанк, в соответствии с законом о СЭЗ, наградил украинцев с крымской регистрацией (физических и юридических лиц) статусом нерезидентов, лишив их банковских услуг. Поэтому цель акции — не просто блокировать поставки, а принудить власти Украины к отмене закона о зоне "Крым", на корню ликвидировав коррупционный гнойник на админгранице, а также в фискальном и пограничном ведомствах, и создании прозрачных условий для перемещения людей и товаров.
Отвечая на вопрос, часто риторически задаваемого в публикациях и комментариях СМИ — а как блокада будет работать, и что вместо СЭЗ предлагается? — сообщаем, что все уже разработано.
Во-первых, в Верховной Раде зарегистрировано два законопроекта, предполагающие отмену закона о СЭЗ "Крым" — мы подробно о них писали в материалах " Замок на межкомнатную дверь" и " Свободная экономическая блокада". Выбирать есть из чего, главное — наличие у нардепов политической воли и отсутствие шкурных интересов.
Детально просчитанная "программа" блокады разработана экспертами Фонда "Майдан иностранных дел" и многостранично изложена в развитие его же Стратегии деоккупации Крыма. Включая информационную кампанию, которая пока что является слабым звеном в действиях инициаторов акции — отсюда столько непонимания и фобий. Главная из них — угроза "гуманитарной катастрофы" — уже вовсю используется для контрпропаганды.
Рефат Чубаров, в свою очередь, сообщает, что после июльского совещания в Кабмине по проблеме экономических отношений с оккупированными территориями Крыма и Донбасса, Госслужба по делам Крыма предоставила в Минэкономразвития свои предложения.
"Через неделю после совещания Госслужба направила детальные предложения по изменению Порядка пересечения админграницы с Крымом гражданами и перемещения товаров (с тремя таблицами). Предлагается полный запрет на ввоз в Крым подакцизных товаров. Без ограничения разрешить провоз всех иных товаров стоимостью до 10 тыс. грн и весом до 50 кг (это для фермеров и мелких предпринимателей). А продуктов питания для личных нужд — стоимостью до 5 тыс. грн и весом до 50 кг. В перечне разрешенных товаров для личных нужд — мука, хлеб, макароны, крупы, мясо, сало, птица, молочные продукты, сахар, картошка…Таким образом, гуманитарный аспект будет обеспечен, а вот торговля "на крови" с оккупантами исключена, как и "левый" транзит, и коррупция на КПП", — говорит Рефат Чубаров.
Хорошо говорит — вот только в Кабмине молчат. Предложения Госслужбы, по словам народного депутата, сначала вывесили на сайте Минэкономики для общественного обсуждения, а после пресс-конференции о блокаде — сняли без объяснений. Такое же отсутствие реакции и в ответ на предложения, направленные в МВД, по изменению порядка пересечения админграницы с Крымом для граждан Украины и иностранцев, снимающее все незаконные и даже дискриминационные ограничения, которые за полтора года оккупации успели напринимать. "Лежат мертвым грузом. А мне, в канун Курбан-байрам звонят беспрерывно представители нашей диаспоры: как нам въезжать в Крым — через Москву или Херсон, и сколько времени тогда надо для получения спецразрешений? Я не знаю, что отвечать", — сетует Чубаров, полагая при этом, что акция протеста будет тем импульсом, который "включит" правительственные структуры в решение проблем, нарушающих права граждан.
Ключевой аспект — насколько безопасно и оттого целесообразно разворачивать массовые акции в зоне, граничащей с напичканным российскими войсками и вооружением Крымом? Надеемся, инициаторы акции адекватно оценивают как собственные потенции по контролю над проведением блокадных действий в рамках законодательства Украины, обеспечению мер безопасности для их участников, так и степень угрозы извне в виде возможных провокаций. Впрочем, после кровавых событий у Верховной Рады исключать ничего нельзя не только извне, но и изнутри. Включая "частные армии" олигархов, которым могут перекрыть каналы нелегального экспорта. Еще раз озвучим цену вопроса, лишь отчасти дающую понимание объема поставок — мы можем оперировать только официальными данными Государственной фискальной службы. В первые пять месяцев действия закона о СЭЗ в Крым с украинского материка было поставлено товаров более чем на полмиллиарда долларов. Эксперты утверждают, что "мимо счетчика" проходит как минимум еще столько же. В бюджет Украины не попадает ни копейки. По сути, создана система, при которой отечественному производителю намного выгоднее торговать с оккупированным Крымом и инвестировать в свой бизнес в Крыму (россияне тоже создали свою "СЭЗ"), нежели в Украине.
С другой стороны, благодаря акции власти Украины наконец-то увидят (хоть по телевизору!) всю необустроенность и дырявость "границы". И, будем надеяться, тут же возьмутся ее обустраивать. Оперативно рассмотрят обращение херсонских депутатов, которые просят Кабмин создать рабочую группу для разработки программы развития приграничных с Крымом районов, где наибольшие затраты на сегодня, как видится, — это ремонт дорог. Разбитых, в первую очередь, тысячами фур, везущими товары на полуостров. И, по большому счету, осознают, что зачистка Херсонщины от коррупции и разгильдяйства — это тоже вопрос безопасности. Как и создание эшелонированной защиты по всей протяженности "границы". В этой связи нельзя не вспомнить заявления президента Порошенко о том, что админграницу с Крымом надо укрепить подразделениями из крымских татар. Движения по воплощению этой идеи Мустафы Джемилева в жизнь не последовало — добровольцев из подразделения "Крым" Исы Акаева потом долго по кабинетному кругу водили. Ну, теперь, получается, они сами придут…
И последнее. Организаторам акции придется приложить немало сил для того, чтобы к "крымской проблеме" повернулась голова не только у власти, но и у простых украинцев. Для этого информация о целях и действиях должна идти впереди людей. Каждый житель Херсонщины, в которой впервые высаживается такой протестный контингент, должен понимать, что лично ему, его семье, имуществу и бизнесу эта и другие акции угрозы не представляют. Наоборот — борьба с коррупцией и создание прозрачных правил на "границе" принесет ему пользу, поможет сделать государство сильнее, и оно будет его лучше защищать. Для этого, в том числе, Херсонская область должна стать витриной европейской Украины и плацдармом для возвращения Крыма.
Неминуемо будет так, что привычный уклад жизни жителей Херсонской области будет меняться. И, во избежание спекуляций и провокаций, знакомых крымчанам с начала 90-х прошлого века, лидеры меджлиса просто обязаны сегодня приложить максимум усилий, чтобы объяснить, дойдя до сознания каждого жителя Херсонщины, что крымские татары идут не отбирать у них землю, не претендовать на соцпособия и т.д. Они хотят вернуться в Крым и вернуть его Украине. Тогда и закончится война.
Валентина Самар, «Зеркало недели. Украина»