Сивашское «братание»
Фактически еще прецедент: еще никогда за полтора года вооруженного противостояния на Донбассе и в Крыму украинские и российские военные не ходили друг к другу «в гости». Причем через границу, через линию фронта или разграничения, как в данном случае с берега технической дамбы Сиваша. То есть не сознательно сдаваться, с оружием, патронами, секретными планами и картами, а как раз наоборот – с добрососедскими, «хлебосольными» намерениями. Это если совсем поверить признанию трех бойцов 79-й отдельной аэромобильной бригады из Николаева на видео, которое записала и распространила после их задержания в прошлую субботу 5 сентября пресс-служба пограничного управления ФСБ России в Крыму. А также абстрагироваться от их заведомо однозначной интерпретации инцидента, а именно – выставление украинских военнослужащих такими себе нелепыми, недалекими, анекдотическими «салоедами». Собственно говоря, в определенных «правилах» информационной войны и великодержавного шовинизма.
По большому счету, случилось то, что имело место еще в прошлом тысячелетии, на действующих фронтах во время Первой и Второй мировых войн. И не только. Другое дело, что является все же настоящей мотивацией нынешнего «братания» – поиск «дембельских» приключений на фоне медленной службы под южным солнцем или, скажем, определенная доза водки для большего «миротворчества», неоправданное легкомыслие, которое могло запросто обернуться трагедией для его инициаторов, некий живой, человеческий, интерес к российским коллегам (возможно, даже землякам) в «тельняшках» по ту сторону Сиваша? Не исключаю, что все вместе взятое. Обстоятельства и ход позиционной «холодной» войны на административной границе Херсонской области и Крыма, превращенной еще в прошлом году в типовой укрепрайон, невольно подталкивают к подобным размышлениям. Учитывая, что с обеих сторон задействованы преимущественно украинцы. В том числе в составе артиллерийских и зенитных расчетов, танковых экипажей так называемой самодостаточной группировки российских войск на полуострове, в частности флотского Симферопольского 8-го артполка и Перевальненской 126-й бригады береговой обороны. Тех самых, которые проводили на перешейке рекогносцировку, а потом «зарывали» штатную боевую технику в землю пушками в материковой Украине чуть ли не сразу после «присоединения» к России.
«Властям» Крыма в инциденте с десантниками снится диверсия: мол, а если это дерзкое проникновение именно ради этого? «Следствию еще предстоит разобраться, это было случайное пересечение границы или маскировка для встречи с агентурой, или закладка диверсионного тайника. Мне слабо верится, чтобы сразу троих охватило желание незаконно пересечь границу», – прокомментировал РИА Новости здешний вице-премьер Руслан Бальбек, – ...украинская сторона может перебрасывать диверсионные группы самым необычным способом, в том числе и под видом пьяного солдата в семейных трусах». Иногда так бывает – на мировосприятии людей могут отразиться различные фобии и комплексы, поэтому они становятся не совсем адекватными.
На служебную проверку полагаются и в Генштабе Украины, как заявил, в частности, в эфире телеканала «112 Украина» его спикер и, между прочим, коренной крымчанин Владислав Селезнев. По его словам, параллельно продолжаются переговоры с представителями России о возврате десантников на материковую Украину. Пока они содержатся, похоже, в пограничной комендатуре россиян. «Они будут переданы украинской стороне. То, что они нарушили границу (украинская сторона, конечно, ее государственной не признает, – авт.), – это административное нарушение. Вопрос будет решен в ближайшее время, но это не пятиминутное дело, – заявили в погрануправлении ФСБ. – Им обеспечено трехразовое питание, есть кондиционер, спальные места, чистое постельное белье, также десантникам возвращены их арбуз и сало, спиртное уничтожено».
Конечно, не обойдет в дальнейшем батальон и бригаду, где служат мобилизованные горе-бойцы, классический «разбор полетов». Особенно относительно тех должностных лиц, которые в комментариях отечественным телеканалам настаивали почему-то исключительно на похищении подчиненных. Кто знает почему – по незнанию обстановки или потому, что так было нужно в свете начальной официальной версии.
Впрочем, за «братание», как утверждают историки, солдат и их командиров, например, во время Первой мировой войны не наказывали, но и не поощряли. Известно также, что вождь коммунистов-большевиков Ульянов-Ленин братание на фронте всячески приветствовал, по крайней мере, в своих двух десятках статей. Но с единственной стратегической целью – чтобы в итоге превратить империалистическую войну в войну гражданскую. А вот любимец сегодняшних россиян, «маршал победы» Георгий Жуков, которому недавно в День знаний 1 сентября, торжественно в присутствии «самообороны», открыли бюст на территории симферопольского школы №29, за братание приказывал расстреливать. Вот такой лихой исторический контекст.
Максим Романив, крымский обозреватель