Журналист Исраэль Шамир — о том, как новая позиция Турции по сирийскому вопросу влияет на международную ситуацию
Исраэль Шамир. Фото из личного архива
В эти дни произошел радикальный поворот в позиции Турции. Она и раньше выступала против Башара Асада и помогала исламским боевикам, но делала это умеренно. На днях президент Обама позвонил турецкому лидеру Эрдогану и предъявил ему ультиматум — встроиться в планы борьбы с «Даеш» (ИГ) и отказаться от российского проекта «Турецкого потока».
Эрдоган прислушался и внял голосу Вашингтона. Он позволил американцам использовать турецкую базу в Измире для бомбежек Сирии. США планирует взять некоторые районы Сирии под свой контроль, не пускать туда сирийскую армию и дать возможность боевикам создать там свое правительство, Сирию-2. Этого без Турции не сделаешь.
В Сирии идет ожесточенная борьба. Боевики-исламисты открыли сезон охоты на обученных в США боевиков. Пентагон готовит десятки и сотни террористов и забрасывает их в Сирию: они должны были себя позиционировать как вменяемая оппозиция Башару Асаду, которая в то же время против «Даеш» (ИГ) и против «Аль-Каиды».
Американцы были уверены, что прочие группы, сражающиеся против Асада, примут новых товарищей по оружию с удовольствием, если не с восторгом. Каково же было их удивление, когда боевики «ан-Нусры» стали ловить и убивать или брать в плен американских выучеников. Уже пятьдесят или шестьдесят учеников школы Пентагона пойманы и обезврежены, отчитываются полевые командиры «ан-Нусры».
«Кто там наш, а кто — фашист?» — как мы шутили в детстве.
Хороших в этой грызне пауков нет. «Ан-Нусры» — это местное сирийское отделение «Аль-Каиды», то есть крайние экстремисты суннитского толка. У них рабочие отношения с Израилем: их раненые лечатся в израильских больницах. Недавно российская делегация посетила Израиль, где ей сообщили, что «ан-Нусры» — отличные ребята, да и «Даеш» не так страшен. «Аль-Каида» вроде взорвала дома в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, но это было давно. Израильские цели ни разу не страдали от ударов «Нусры» и «Даеш».
Американцы относятся к «ан-Нусры» по принципу «и хочется, и колется». Им хочется, чтобы «ан-Нусры» воевала с Асадом, а потом внезапно исчезла. США придумали новую угрозу — боевиков группы «Хорасан», которая якобы такая крутая, что просто ужас. Но группа «Хорасан» — это составная часть «ан-Нусры», ее бойцы и командиры пришли из Афганистана и Пакистана в несчастную Сирию. Может быть, меньше инфильтрирована американскими и израильскими агентами, но вполне вписана в «ан-Нусры».
Обученные американцами террористы взялись наводить американские бомбардировщики на «Хорасан». «Ан-Нусры» пренебрегла тонким, надуманным различием между «Хорасан» и остальными бойцами, поняла американские налеты как прямую угрозу и стала отлавливать американских выучеников и «мочить их в сортире».
В Сирии и так положение аховое. США, Евросоюз, Саудовская Аравия, «Аль-Каида», «Даеш» (ИГ) — сколько еще врагов нужно Дамаску для полного счастья?
Правительство и боевики приступают к самой противной части дела — этническим чисткам под названием «Обмен населением». Население, которое предпочитает Башара Асада, — христиан и членов различных религиозных групп — собираются выселить и перевести в районы под управлением Дамаска, а население, поддерживающее боевиков, выселить в районы под властью «Нусры» или «Даеш». Если этот процесс пойдет, тонкая ткань сирийского общества, сложившаяся за тысячелетия в уникальный единый организм, будет безнадежно порвана, страна развалится на куски, каждая со своим правителем.
Гибель единой Сирии станет страшным ударом именно из-за этнических чисток.
Подобные чистки с обменом населением уже проходили между Арменией и Азербайджаном, а раньше — между Грецией и Турцией и принесли несчетные беды народам. Эта ужасная перспектива становится реальной.
Россия и Иран, союзники Дамаска, стараются спасти страну, но это становится все труднее, в первую очередь из-за новой позиции Турции. Иранцы собираются сражаться за Сирию как за свою собственную столицу, заявили в Тегеране.
Ясно, что между Москвой и Анкарой черная кошка пробежала. Эрдоган впервые заявил, что не признает перехода Крыма под руку Москвы и выразил непонятно на чем основанную надежду, что Россия сдаст Сирию. В районе Херсона создается мусульманская дивизия — воевать против России за Крым, и ее ядро составят крымские татары, говорят турецкие источники.
Проект «Турецкий поток» тормозит — официальные турки говорят, что Россия все еще не определилась с маршрутом трубы; неофициальные — что проект погиб под давлением Вашингтона. Москва продолжает утверждать, что проект остается в силе. Американцы не разрешают, говорят в Стамбуле.
Мягко, очень мягко российский премьер Дмитрий Медведев выразил сомнение в законности американских бомбардировок сирийской территории. Но хватит ли этого сомнения для того, чтобы остановить американский план по отторжению частей Сирии? Удастся ли объяснить Эрдогану, что его единственное спасение — дружба с Россией, Ираном и Сирией, а не с Вашингтоном и Эр-Риядом?
Наступает очень критический момент в долгой битве за Сирию.
Источник: izvestia.ru.