В Каховке грядет декоммунизация
9 апреля Верховная Рада приняла закон об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов в Украине и запретила пропаганду их символики. Теперь каховчан ждет декоммунизация города: переименовывание улиц, снос памятников и ликвидация символов на стенах зданий
Отныне запрещено изготовление и публичное использование коммунистической символики, даже сувенирной, а также исполнение гимнов советских республик. Это грозит наказанием до 5 лет лишения свободы. Есть и отягчающие обстоятельства — за рецидив, за нарушение закона представителем власти, за использование СМИ: лишение свободы возможно в пределах 10 лет. Как объясняют юристы, под запрет попадают все памятники советским вождям и коммунистические названия улиц, а также советская символика в архитектуре зданий. Однако символики, связанной со Второй мировой войной, например, орденов, лент и значков ветеранов, это не касается (подробнее в инфографике).
Почему важно дать улицам новые названия
На ликвидацию всех носителей коммунистической идеологии местной власти дают полгода. За это время Каховка должна избавиться от памятников советскому революционеру Фрунзе (Набережная) и партийному деятелю Блюхеру (ул. К. Маркса). Кроме того, исполком обязан переименовать коммунальные учреждения, носящие символику тоталитарного режима (кинотеатр им. Блюхера).
Со сносом памятников и другой символики все более-менее ясно, поскольку такой опыт уже имеется: год назад на волне Ленинопада демонтировали и каховского Ленина, который сейчас хранится во дворе историчесткого музея. Туда же предлагают отправить Блюхера с Фрунзе.
Но в вопросе переименования улиц большинство каховчан выступают против, поскольку не владеют объективной информацией. Они считают, что на это нужны деньги, хотя на самом деле единственная статья расходов при переименовании - новые указатели. Но беспокоиться не стоит. Ведь необязательно сразу же вывешивать новые указатели, достаточно снять старые, тем более они расположены не везде. Это во-первых. Во-вторых, если и придется переделывать документы в соответствии с новыми названиями, то исключительно в случае переоформления недвижимости или смены регистрации.
Вторая часть противников - люди, очень болезненно воспринимающие любые перемены. По их мнению, вопрос декоммунизации сейчас наименее актуален.
Совершенно иной взгляд у общественных деятелей. «Названия улиц это ментальные маркеры, которые несут в себе определённую идеологию, а она, идеология, является «ментальной программой» нашей жизни. Хотите узнать, какая у нас «программа»? Оглянитесь, мы «заточены» на нищету. Хотите изменить то что увидели? Измените «программу», т.е. идеологию.
Замена названий улиц это самый маленький шаг, это минимум того что мы можем. Разруха начинается в голове, и чтобы там навести порядок, нужны деньги. Чтобы просто сделать уборку дома, тоже нужны деньги - на швабру, на моющие средства, на веник. Хотите идеальный порядок - придётся купить пылесос и дорогие чистящие средства.
Нет денег? Ну тогда хотя бы тряпочкой пыль смахните и веником паутину по углам уберите. Будьте готовы потратить немного ресурсов, поверьте это совсем небольшая плата, чтобы наши дети жили в чистоте. И начинать нужно уже сегодня. Смена названий улиц это физическое воплощение изменения ментальной программы «Нищета». Не жалейте на это деньги», - убежден Виталий Ерофеев, глава общественной организации «Наш дом Каховка».
Примечательно, что первым о необходимости десоветизации Каховки заявили не общественники, а чиновник, глава Каховской районной администрации. Это необычно для наших широт, поскольку чиновники всегда выступают молчаливыми исполнителями инициатив «сверху» и боятся высказывать собственное мнение. Три месяца назад глава Каховской РГА Валерий Салтыков заявил, что наше общество как можно быстрее должно сменить свою идеологию - уйти от патернализма.
«Для этого нам необходимо переосмыслить свое прошлое, как это произошло с Германией после Второй мировой войны, которая прошла процедуру «денацификации» и «дефашизации»- людям была привита нетерпимость к тоталитар-ной идеологии, ее заменили либеральной. Уничтожались памятники режима, открывались архивы. В итоге общество, - не власть, а именно общество! - признало вину в античеловеческой идеологии. Европа стала едина и ушли принципиальные разногласия о пути развития, созданы условия построения союза государств. Пока мы не уничтожим коммунистическую патерналистскую идеологию, мы не сможем принять либеральную идеологию. А значит, мы просто не сможем создать гражданское общество, построить нормальную страну, создать эффективную экономику. Даже не надейтесь», - заявил В. Салтыков.
Улица Ленина станет Базарной?
Параллельно каховчане спорят, какие именно названия должны носить улицы. Рассматриваются два варианта. Первый – вернуть улицам исторические названия. Соответственно, улица Ленина станет Базарной, Карла Маркса – Куликовской, Карла Либкнехта – Почтовой, Розы Люксембург – Еврейской, Свердлова – Новой и т.д. Также есть предло-жение придумать новые названия, этот вопрос должны вынести на обсуждение следующего заседания общественного совета.
Что пишут по этому поводу каховчане в соцсетях:
Валентина Комар: Нужно определиться с личностями, которые повлияли непосредственно на город (положительно конечно) и так же общенационального масштаба. И выбрать. Всегда гордилась тем, что живу на улице Богдана Хмельницкого в Каховке, а не на Блюхера и т.п. И завидовала западным городкам Украины, где улицы имели названия - Княгини Ольги, Довженко, Франко, Елены Пчелки, Леси Украинки. Ну круто же!
Elena Zaharchenko: Думать нужно о будущем наших детей! Если бы наши ребята не взяли в руки оружие сейчас, мы бы вступили в новый виток, еще лет на 15, потом бы взяли оружие в руки наши дети, а мы бы сожалели, что не приняли удар на себя. С улицами тоже возьмите удар на себя, и детям не придется рассказывать, почему половина улиц названа в честь страны агрессора и людей, которые уничтожили миллионы во Второй мировой. И никто не говорит, что делать нужно в одночасье, это долгий проект, если грамотно подойти, то и дешевле можно сделать, я вот бы купила себе название улицы, почему нет?
Анна Садовая, Каховские новости