Партиям, находящимся у власти, советы давать бесполезно. Оппозиции – можно.
На то она и власть, чтобы гордиться собой и не прислушиваться ни к чьим советам. Так было в Украине с властью предыдущей, так, очень похоже, происходит и сейчас. Поэтому чаяния народные, ретранслируемые устами политических аналитиков, адресованы в основном к той части политической «верхушки» общества, которую принято называть «оппозиция».
В украинском политикуме с понятием «оппозиция» всё сложно. Например, в конце своего президентского срока Виктор Ющенко договорился до того, что он тоже в некотором роде находится в оппозиции. Мол, у него в парламенте с «большинством» не складывается, премьер-министр вредничает и одеяло популизма на себя тянет, да и в президентском детище - партии «Наша Украина» - сплошные непонятки… Короче, как ни крути, а получалось, что Президент Ющенко самый что ни на есть главный оппозиционер! К народу Украины, разумеется.
С политическими партиями тоже не всё так просто. Вот коммунистическая партия считает, что имеет эксклюзивное и монопольное право называться оппозицией, т.к. в начале 90-ых годов была запрещена. С тех пор много воды утекло, коммунисты даже освятили своим присутствием последнее парламентское «большинство», но по-прежнему считают себя «оппозицией». И под этим стиранным-перестиранным флагом и громогласными лозунгами, типа, «Отгоним жирных котов от кормушки власти!», двинутся на предстоящие выборы. При этом сами парламентские лидеры КПУ не очень-то отличаются своей политической всеядностью от критикуемых ими анонимных «жирных котов».
БЮТ также с самого момента своего появления на политическом Олимпе называет себя «оппозицией». Так было даже в период пребывания Юлии Тимошенко у премьерского руля. Кстати, очень удобная была позиция: вторая по величине парламентская фракция, премьерское кресло и добрая половина Кабмина – и всё равно оппозиция! Но вот что интересно: когда БЮТ находился в составе парламентского «большинства», то почему-то так и не инициировал принятие Закона об оппозиции. Почему? Думали, что во власти будут пребывать вечно, как Назарбаев, Лукашенко или Путин?.. А этот закон им сейчас ох как бы пригодился!
Стоит заметить, что некоторые бютовские «изгнанники», создав свои личные политические проекты, всенепременно спешат также записаться в оппозиционеры. Так было с парламентарием неопределённой политической ориентации Олегом Ляшко, а теперь уже и Наталья Королевская пытается засверкать на небосклоне украинской оппозиции.
«Фронт змін» создавался изначально, как оппозиционный проект. И, наверное, имеет право называться таковым. Но рядовому избирателю из этой партии кроме Арсения Яценюка практически никто не известен. А уже пора бы! Выборы в местные советы прошли, на носу выборы парламентские, а избиратель в неведении: кто ещё во «фронте» кроме самого главнокомандующего? Здесь имеется полный боекомплект оппозиционной риторики (в основном в исполнении командира), но пока нет реальных действий.
«УДАР» Виталия Кличко свою потенциальную силу смог пока продемонстрировать в «боях местного значения», имевших место в Киеве и в зале Киевского горсовета. Но для серьёзных сражений на избирательных округах в масштабах всей Украины этого маловато будет. Здесь также, как и во «Фронт змін», пока кроме партийного лидера не видно лиц «гвардейцев». Не исключено, что они скоро появятся, главное, чтобы не было поздно. Собственно о своей оппозиционности «УДАР» пока во весь голос ещё не заявил и не сделал.
Зато с лихвой и дел и риторики хватает у «Свободы». Одни «перлы» от Ирины Фарион чего стоят! У «Свободы» есть большинство в некоторых местных советах, но достаточно ли будет этого для преодоления 5%-го барьера по всей Украине, вот в чём вопрос. Олег Тягнибок, безусловно, лидер узнаваемый, как и узнаваемый для юго-востока страны его образ «вражины-националиста», навязываемый некоторыми СМИ.
От такого разнообразия оппозиционеров всех мастей у рядового избирателя, не собирающегося поддерживать на выборах представителей власти, голова идёт кругом. В большинстве своём избиратель хочет видеть не только яркого и харизматичного лидера, но и внятную, отличную от многочисленных оппонентов, позицию политической силы им представляемой.
Не менее важно избирателю знать и региональных «апостолов» той или иной партии. И чем раньше руководители местных оппозиционных ячеек проявят себя (лучше – делом!), тем больше у них будет шансов на выборах получить необходимый кредит доверия.
Пока же на местах, в частности на Херсонщине, идёт вялотекущая и невнятная позиционная возня, имитирующая подготовку оппозиционных сил к предстоящим парламентским выборам. А такая ситуация только на руку партии власти, которая и без того достаточно раскручена, узнаваема и умеет, в отличие от предшественников, отлично использовать админресурс.
Сергей Цыгипа, "Политическая Херсонщина"