Президентские выборы не за горами, и знакомые лица кандидатов, желающих нас в очередной раз осчастливить, всё чаще мелькают на телеэкранах.
Показательна дискуссия между узницей совести Юлией Тимошенко и бывшим Харьковским губернатором Михаилом Добкиным, другом Кернеса, в студии Савика Шустера. Честно говоря, они мне так понравились оба, что не знаю даже, кому отдать предпочтение. Жаль, что по правилам выборов нельзя голосовать за двух кандидатов одновременно.
Сразу объясню, что постоянное упоминание в статье особ Добкина и Кернеса вместе вызвано тем, что в Харькове никак не поймут, кто - ведущий привод в этой парочке, а кто – ведомый.
На телепередаче (браво политтехнологам!), перед нами предстала новая Юля. Уравновешенная, без нервного смешка, выдающего в ней экзальтированную особу, сосредоточенно-вдумчивая, как приличествует человеку, познавшему в своей жизни тяжкие испытания неволей. Куда-то исчезли модные одеяния - предмет зависти женской части общества, лишенной возможности так одеваться, а намётанный взгляд придирчивой супруги автора этих строк не мог не отметить загадочные черные колготы, как нечто принципиально новое в её внешнем облике. Хочется верить, что нарядные одежды отложены красавицей ненадолго и, став президентом, она ещё не раз нас порадует своей элегантностью.
Куда важнее изменения в смысловой риторике очаровательной дамы-политика. Оказывается, главный враг украинского народа - не просто коррупция, в которой мы преуспели больше всех остальных стран Европы, а её важнейшая составляющая, в виде олигархов, изнуряющих экономику государства в целом, и бюджет каждого украинца, в частности. С этим трудно не согласиться, жаль только, что для такого понимания ей понадобились годы отсидки в ненавистном узилище.
Конечно, хотелось бы, чтобы эти мысли услышали и прокомментировали её соперники в борьбе за президентский пост – Порошенко и Тигипко, также приглашенные на передачу, но почему-то не прибывшие. Видать, сильно были заняты своими олигархическими делами...
В передаче говорилось о всяких разностях, наполняющих нашу жизнь особым очарованием. Так, в качестве примера вакханалии безнаказанности, захлестнувшей нас при Януковиче, было приведено Министерство сборов и доходов, в просторечье – «минсдох», прославившееся на весь мир роскошью, немыслимой для государственного учреждения и обошедшейся в десятки миллионов бюджетных долларов. Речь зашла о специальных залах, оборудованных для развлечения вип-гостей; комнате-сейфе для секретных переговоров (кого, с кем и о чём, однако?!); соляной шахте, укрепляющей здоровье даже самых здоровых, и прочих джакузи. И, конечно же, про гонцов, свозивших туда со всей страны миллиардный нал «левых» сборов, направляемый затем бронированными грузовиками прямо в Межигорскую резиденцию.
Ну, министерство доходов хоть имеет дело с деньгами – как себя не порадовать тем, что проходит через собственные загребущие лапищи?!
А вот роскошь в хоромах Службы Безопасности Украины, возглавляемой такими же любителями качественного отдыха на работе, вообще не укладывается в сознании.
Например, драгоценный диван, стоимостью в десятки тысяч (заметьте, не гривен!), на котором любил сиживать бывший глава грозного ведомства, вовремя сбежавший со щедрой к нему Украины. Новый руководитель передал его в госпиталь для ветеранов войны. Хотя, по уму, его стоило просто продать – чтобы купить десятки или сотни диванов подешевле, порадовав тем не только киевских ветеранов.
Тема обустройства уютных чиновничьих гнёздышек заслуживает отдельного разговора, так как является яркой приметой нынешнего бездуховного времени, когда по причине нашего равнодушия и беззубости взращена гадкая писчебумажная плесень, позволяющая себе оснащать служебный быт за счёт остального общества, страдающего не только от их воровства, но и впридачу - расточительства.
Я это к тому, что большинство людей, нравится им это или нет, ежедневно идёт на работу, чтобы работать. Так было заведено нашими дедами, прадедами и вообще, испокон веков. Но вот в иммунной системе чиновничьего бомонда произошел сбой, и эта бесстыжая публика, уверовав в свою безнаказанность, сочла возможным заниматься на месте работы не столько трудовой деятельностью, сколько поддержанием в тонусе собственного здоровья и продуктивным отдыхом, украшенным сексуальными утехами. Так сказать, бордель по месту производства. Как такое могло случиться – вопрос не к ним, а к нам, допустившим это.
На передаче прозвучала трогательная история про одного из героев Майдана, для которого не нашлось места на киевских кладбищах, и его повезли хоронить на сельское. Где местный упырь, отсиживавшийся в уютном председательском кресле во время трагических событий на Грушевского, потребовал 10000 гривен за разрешение похоронить на «своём» кладбище того, кто отдал жизнь в борьбе с такими, как он, подонками. В общем, жизнь продолжается. Как говорится, нет на этих негодяев Музычко с автоматом или Мирошниченко с косичкой.
О том, что всё продолжается, как было, говорил и Юлин оппонент, приятель харьковского Кернеса. Критикуя новые кадровые назначения, он заметил, что это не дело, когда в трудовой книжке гражданина первая запись - «заместитель министра», или того круче - «министр». Интересно, что подобных замечаний он почему-то не высказывал еще недавно, когда его партия была при власти, а многочисленные мажоры и мажорки красовались в полковничьих и генеральских погонах, осваивая должности прокуроров, судей, таможенников и налоговиков чуть ли не с нежных школьных годочков. Тогда это в нём не будило протеста, а сейчас, видите…
Надо признать, что наглости, еще недавно свойственной активному соратнику не к ночи будь упомянутого Кернеса, заметно поубавилось. Он увещевал Юлю не сводить счеты с прошлым руководством, а расположить к себе былых недругов, что пусть и сложнее открытой вражды, зато полезнее для общего дела. (Интересно, что он подразумевал под этим «общим делом»?).
Идущим в президенты, - витийствовал харьковчанин, - не стоит говорить обидные слова, обвинять друг друга, а лучше – устроить соревнование программ. Услышав про программы, Тимошенко даже вздрогнула: уж ей-то хорошо известно, чего они стоят. Ведь даже самая лучшая из них – всего лишь творческий плод автора-спичрайтера. За что и следует отблагодарить его материально, а тех, кто нашел в себе силы прочитать или выслушать её до конца - в уважительной устной форме.
Кандидат Добкин, корефан Кернеса, убеждал присутствующих в том, что государство должно изменить отношение к людям, умеющим зарабатывать. Наверное, он это делал в ответ на вопрос одного из экспертов, как удалось госслужащим, ему и его компаньону Кернесу, войти в топ-десятку чиновников с миллионными доходами. Конечно, менять отношение государства надо. Но только не к тем, кто «умеет зарабатывать», а к тем, кого эти «заробитчане» обжулили. Ну, это я так, к месту.
Не разглагольствуя особо, откуда у него берутся деньги, да еще и в таких размерах, бывший губернатор, известный своей продуктивной дружбой с жизнелюбивым Кернесом, ответил вопросом на вопрос: разве так это плохо, когда люди декларируют свои доходы, ничего не скрывая, и с них платят налоги? Или лучше утаивать и не платить?!
Вопрос резонный, но по мне – лучше всего не воровать, тогда и обществу больше останется, и налоги такие большие платить не придется.
Его предложения были как никогда актуальны: не винить бывших руководителей – они, мол, работали, как умели, и не люстрировать судей, чтобы не потерять ценных специалистов, взращиваемых годами. Как будто бывших руководителей обвиняют всего лишь в плохой работе, а не по целому спектру статей уголовного кодекса. А так бережно взращенные судьи – научились чему-то большему, чем брать взятки за всё и у всех.
То и дело хмуря облысевший лобан со страдальческой вертикальной морщинкой, единомышленник известного Кернеса живо поддержал разговор про Министерство доходов, сравнив его с верхушкой айсберга расхитительства, будто сам, на месте губернатора одной из крупнейших областей, не имел к нему никакого отношения. Похоже, он, как это нередко с нами бывает, перепутал айсберг с Вайсбергом. Ибо верхушкой нашего бардака всё же является не единичное министерство или ведомство, а главный насадитель этой скверны, прячущийся сегодня в Ростове на Дону.
Надо сказать, что полемика про борьбу с коррупцией была на программе разносторонней. Не были забыты: студенты мединститута, дающие 200 гривен за экзамен по анатомии, а после лишающие людей вместо желчного пузыря – мочевого; борцы с преступностью, известные своей продажностью и намеревающиеся принимать участие в предстоящей люстрации; а также на разные лады склонялась мысль, что все годы суверенности неоднократно сменяемое руководство Украины задавалось одним и тем же вопросом - бороться с коррупцией или ею пользоваться. И, как мы видим, всегда выбирало последнее.
Как я уже говорил, оба дискутёра были на высоте, но честно признаем, что самую высокую оценку поставили Тимошенко олигархи Порошенко и Тигипко, не явившиеся на передачу, догадываясь о том, что им предстоит там услышать.
Уже поздней ночью, укладываясь спать и возвращаясь в мыслях к занятной дискуссии, мне вдруг пришли в голову старые добрые строки Гомера про коварных сирен – полурыб-полуженщин, заманивающих наивных моряков на верную гибель:
Плыви к нам, Одиссей многославный, великая гордость ахейцев!
Останови свой корабль, чтоб пение наше послушать.
Ибо никто в корабле своем нас без того не минует,
Чтоб не послушать из уст наших льющихся сладостных песен… («Одиссея», песнь 12)..
Отсюда добрый совет, которым не могу не поделиться с читателем. В течение ближайших полутора месяцев нам предстоит выслушать массу сладостных песен, и чтобы в который раз не обмануться, нужно не только закрыть себе уши, как это сделали моряки Одиссея, а пошире раскрыть глаза, чтобы лучше узреть прошлое и настоящее кандидатов – залог того, чего можно ждать от них в будущем.
Виталий Бронштейн