Если перефразировать знаменитую реплику Ленина о революции, то относительно административно-территориальной реформы можно сказать: «Реформа, ставящая крест на Херсонщине, о которой так долго говорили большевики, уже началась»
Действительно, больше года прошло с того дня, как народный депутат Украины пяти созывов Катерина Самойлик рассказала нам о готовящейся реформе. Она выступала на встречах с избирателями, рассказывала о том, что будет с областью в СМИ, созывала пресс-конференции, во время которых некоторые «провластные» журналисты язвили по поводу того, что реформы не будет никогда, потому как это невозможно...
Оказывается, возможно, да и губернатор, главный оппонент Самойлик в этом вопросе, просто лгал херсонцам, что «регионалы» никогда не пойдут на уничтожение, расформирование областей, тем более – Херсонской. Впрочем, г-на Костяка не раз уже уличали в обмане, но если он руководит областью, значит, угоден власти, считающей его поступки вполне моральными и уместными. Но если господину Костяку и его «команде», скорее всего, всё равно, что будет с Херсонщиной, ведь в области он работает не так давно, да и вряд ли останется здесь после освобождения от занимаемой должности, то нам-то с вами судьба родного края небезразлична.
В марте о реформе говорили ещё обтекаемо, без подробностей, касающихся перекраивания Украины. Сегодня нардеп от Партии регионов Сергей Гриневецкий, бывший губернатор Одесской области, озвучил планы власти относительно административно-территориального деления страны.
Судя по всему, к этому заявлению депутат готовился, да и вряд ли без согласования с руководством партии власти осмелился бы говорить на такие важные и очень щекотливые темы. Ведь все ещё помнят попытку 2005 года, когда Роман Бессмертный собирался «реформировать» страну. Общего языка по этому поводу он тогда не нашел даже с собственными односельчанами. Кто с тех пор слышал, хорошее, об этом политике? Получается, что Гриневецкий принял на себя первый удар, отводя его от действительных «героев» готовящейся реформы. Однако, не будем переживать об имидже этого человека, подумаем лучше о своем будущем.
Действительно реформа актуальна, но любые преобразования в стране делаются для того, чтобы было лучше, а не хуже, это логично. Что же предлагают нам?
Гриневецкий говорит, что опирается на мнение ряда важных ученых (не называя их имен) о том, что следует готовиться к осуществлению кардинальной территориальной реформы, в результате которой вместо 24-х небольших областей появятся восемь мощных территориально-административных образований.
В более конкретном измерении, речь идёт о таком территориальном разделе Украины:
- Автономная Республика Крым;
- Донецкий регион (Донецкая, Луганская области);
- Карпатский регион (Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Закарпатская области);
- Киевский регион (Киевская, Кировоградская, Черкасская, Черниговская области);
- Подольский регион (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская области);
- Полесский регион (Волынская, Ривненская, Житомирская области);
- Приднепровский регион (Днепропетровская, Запорожская области);
- Причерноморский регион (Одесская, Херсонская, Николаевская области);
- Слобожанский регион (Харьковская, Сумская, Полтавская области).
«Именно такая модель территориальной реформы, по мнению ученых, обеспечит четкую вертикаль исполнительной власти, консолидирует денежно-финансовые ресурсы, в разы сократит бюрократический аппарат и, следовательно, границы и имеющийся потенциал тотальной ныне коррупции. Благодаря такой территориальной оптимизации, существенным образом возрастут интенсивность и прочность внутрирегиональных связей, значительно уменьшится количество депрессивных регионов, не будут такими полярными разрывы в социально-экономическом развитии», - уверен депутат Гриневецкий.
Попробуем разобраться, так ли это?
«Предложение интересное, с одной стороны, - говорит народный депутат пяти созывов Катерина Самойлик. - Но, думаю, при попытке внедрения в жизнь, оно возмутит граждан. В Украине сразу исчезнут 16 областных центров. Не думаю, что это понравится их жителям, потому что общалась по этому поводу с людьми, в том числе и с херсонцами в разных районах, знаю их мнение. По сути, реформа приведет к умиранию сегодняшних райцентров. Я помню, как после хрущевской административной реформы «захирели» бывшие райцентры, лишившиеся своего статуса. Уверена, что «перекраивание» Украины приведёт и к активному противостоянию между региональными элитами. Зная непростые отношения между «луганскими» и «донецкими», я даже не представляю, как эти области будут жить «одним регионом». То же самое может быть и в других районах страны.
Очень неоднородным будет, скажем, Карпатский регион. Как будут уживаться националистический Львов и многонациональная, очень специфическая Закарпатская область? Вопросом административно-территориального реформирования занимаюсь не первый год, и смысл её вижу только в одном: кто-то хочет перестроить Украину «под себя», свои интересы, заодно приводя к нулю итоги «приватизации» страны, ведь вместе с областными архивами многие «интересные» документы просто исчезнут с лица земли.
Я также думаю, что регионалы зря затевают то, что им не под силу сделать, к тому же такими «реформами», которые должны бы вертикаль власти укреплять, они народ против себя настроят еще больше».
Административно-территориальная реформа должна быть серьезно продуманной, просчитанной и продолжительной по времени, здесь «нахрапом» лучше не сделаешь. Да и ответ на вопрос, какова же цель реформирования, мы должны дать сейчас, а не потом, когда в очередной раз получится вместо «покращення» -«пшик».
До слёз обидно, что Украина является сегодня одной из беднейших стран Европы, а ведь наша страна, как раз, одна из немногих стран, способных обеспечить себя всем необходимым для устойчивого и стабильного развития. У нас для этого есть практически всё: удобное географическое расположение, природно-климатические условия, уникально плодородные земли, природные ресурсы и практически вся таблица Менделеева, включая энергоносители и высокий потенциал для развития альтернативной энергетики, что с каждым годом становится всё актуальнее.
Однако Украина - и плохо управляемая территория. Но, не потому, что с административной системой у нее совсем плохо, а потому что управляют, мягко говоря, нами не вполне эффективно. Ведь при советской власти Украина входила в десятку самых развитых стран мира! Тогда такое формирование областей не мешало управлять? Более того, можно вспомнить и историю формирования границ современных областей.
В 1932 г., когда ввели областное деление, именно тогда как раз в Украине и было всего пять областей. Например, территория Одесской области охватывала полностью или частично территорию современных Одесской, Николаевской, Херсонской и Кировоградской областей. Но, все же, эти границы постепенно менялись, и делалось это не для ухудшения жизни, как мы понимаем, пока в 50-е годы окончательно не сформировались в их нынешнем виде.
Не секрет также, что создание вертикали власти было вполне адекватной реакцией на центробежные тенденции, охватившие в то время постсоветское пространство. Сегодня откровенных рисков сепаратизма нет пока, но, увы, никто не поручится, что угроза эта окончательно преодолена. Вспомним случай с празднованием Дня Победы, когда органы местного самоуправления трех западных областей, вопреки Закону, отказались отмечать этот праздник. Путь от игнорирования отдельных Законов государства до откровенного сепаратизма – небольшой.
Собственно, поэтому и звучат сегодня мысли о федерализации страны.
Да, в последние годы возникли новые вызовы времени, которые влияют на развитие Украины в целом. К ним можно отнести и рост миграции, проблемы депрессивных районов, демографические вопросы, разное инвестирование регионов страны, увеличение региональных диспропорций экономического развития и другие. Но не только об экономике можно говорить, обсуждая эту проблему.
Поражают опубликованные Киевским международным институтом социологии и Институтом прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии IHRPEX данные о том, что 36% украинцев никогда не выезжали за пределы своих регионов. О каком тогда едином культурном и информационном пространстве мы можем говорить, если иногда в одной области практически не знают что происходит в соседней. А есть ещё и сельские районы, где дети школьного возраста ни разу не были в областном центре.
Исходя из этого, вроде бы логично говорить о реформировании, но уж с трудом верится в то, что если школьник из Ивановки, если он не может приехать в Херсон, то он уж тем более не доберется до Одессы (в случае образования Причерноморского региона). Что в жизни конкретного ивановского школьника поменяется к лучшему? И как укрупнение украинских регионов-областей обеспечит, например, равный доступ граждан к социальным и административным услугам независимо от их местожительства, как обещают нам «реформаторы».
Конечно, система администрирования в современных и развитых странах строится снизу вверх, но кто ж поверит, что этот самый «верх» добровольно откажется от рычагов влияния, давления, самой власти, отдавая все это в регионы?
Безусловно, регионы в стране обычно стремятся расширить свои властные полномочия, вместе с тем перекладывая на центр обеспечение социально-экономических потребностей своих жителей. И такая модель территориального устройства требует изменений. Но делать это в нищем государстве, где регионы несамодостаточны в своем большинстве, вряд ли представляется целесообразным.
Алина Степовая, «Акценты»№ 18 (321)