• Постепенно растет запрос на перемены. Сегодня почти 70% опрошенных считают, что стране нужны радикальные преобразования, еще 10% считают, что лучше пусть остается как есть, только бы не хуже, вместе с тем, 16% - за возвращение того, как было ранее. В среде почти всех электоральных групп, за исключением сторонников действующей власти, количество тех, кто требует изменений превышает количество сторонников стабильности, или возврата в прошлое. Относительно высокий запрос на поворот в обратном направлении среди сторонников Ю.Бойко, В.Рабиновича и О.Ляшко (более 20%), на стабилизацию - у сторонников П.Порошенко (45%). Больше всего тех, кто хочет перемен среди молодых (до 40 лет), более состоятельных и более образованных респондентов, а также опрошенных, которые хотят изменений в политике и будут искать альтернативы на предстоящих выборах среди «новых» партий, в частности, среди сторонников С.Вакарчука и В.Зеленского. В то же время, запрос на радикальные преобразования среди респондентов других категорий не менее высок.
• В обществе растет требование модернизации политической среды. Если в 2012 году половина опрошенных были готовы поддерживать партии, которые были представлены в Верховной Раде, и только 21% хотели изменить их, то в апреле с.г. ситуация обратная: 46% опрошенных выразили готовность поддержать новые политические проекты, и только треть голосовала бы за парламентские партии. Больше всего тех, кто хочет перемен в политической жизни среди молодежи, более обеспеченных респондентов и жителей городов. Даже в среде сторонников «старых» партий не менее трети готовы искать им альтернативу.
• Прекращение военных действий на Востоке Украины и усиление борьбы с коррупцией - два основных ожидания от будущего Президента Украины. 38% ожидают от нового главы государства возрождения промышленности, почти четверть - повышения качества медицины и социальных стандартов, 16% - уменьшения влияния олигархов на политику, 11% - возрождение аграрного сектора, 7% - стимулирование развития бизнеса.
• Новые лица в украинской политике пользуются высоким уровнем доверия среди граждан. Святославу Вакарчуку доверяют 33% опрошенных, не доверяют - 47%, Владимиру Зеленскому доверяют 32%, не доверяют - 50%.
• Анатолию Гриценко доверяют 26%, Юлии Тимошенко - 20%, Олегу Ляшко - 17%, Юрию Бойко - 18%, Владимиру Гройсману - 17%, Андрею Садовому - 17%, Вадиму Рабиновичу - 14%, Валентину Наливайченко - 14%, Петру Порошенко - 13%, Олегу Тягнибоку - 11%, Арсению Яценюку 8%.
• В президентском рейтинге лидирует Ю.Тимошенко, ее готовы поддержать 9% среди всех опрошенных, А.Гриценко – 7%, Ю.Бойко, С.Вакарчука, В.Зеленского – по 6%, П.Порошенко, О.Ляшко – 5%, В.Рабиновича – 4%, А.Садового – 2%, В.Наливайченко, О.Тягнибока, А.Яценюка – 1%, другого кандидата – 11%, еще треть – не определились или не намереваются голосовать.
• В то же время, среди тех, кто намерен голосовать и определился с выбором, поддержка кандидатов составляет: Ю.Тимошенко - около 14%, А.Гриценко - 11%, Ю.Бойко, П.Порошенко, С.Вакарчук - 9%, В.Зеленский, О.Ляшко - 8%, В.Рабинович - 6%.
• Лидером т.н. «второго выбора» является В.Зеленский, его могли бы поддержать до 6% тех, кто не нашел бы в списке кандидатов своего основного фаворита. Около 4% респондентов при таких условиях могли бы отдать голоса за Ю.Тимошенко, С.Вакарчука, А.Гриценко и О.Ляшко, по 2% - за В.Рабиновича, Ю.Бойко, А.Садового, О.Тягнибока, П.Порошенко и В.Наливайченко.
• Следует отметить, что сторонники «новых» кандидатов, при условии неучастия своего фаворита, более склонны голосовать за «новые лица», чем за личности, которые уже давно присутствуют в украинской политике - менее трети сторонников С.Вакарчука могут проголосовать за В.Зеленского.
• Лидером антирейтинга является П.Порошенко. Почти половина опрошенных не проголосовали бы за него ни при каких условиях. Антирейтинг А.Яценюка – 26%, О.Ляшко – 25%, Ю.Тимошенко – 24%, О.Тягнибока – 18%, Ю.Бойко – 17%, В.Рабиновича – 16%.
• Партийный рейтинг возглавляет Батькивщина. Эту политическую силу готовы поддержать около 9% среди всех опрошенных. За Оппозиционный блок, партию «Слуга народа» В.Зеленского, Гражданскую позицию А.Гриценко - по 6%, Радикальную партию, партию «За життя», БПП Солидарность - по 5%, Самопомич - 3%, Свободу и Аграрную партию - по 2%. Другие партии - около 14%, более трети - не определились или не имеют намерений голосовать.
• В то же время, среди тех, кто намерен голосовать и определился с выбором поддержка
партий составляет: Батькивщина - 16%, Гражданская позиция А.Гриценко, Оппозиционный блок - по 10%, партия «Слуга народа» В.Зеленского - 9%, партия «За життя», Радикальная партия, БПП Солидарность - по 8%, Самопомич - 5%. Ближайшие к преодолению проходного барьера партии Свобода (4%), Аграрная партия (3%) и УКРОП (2%).
• Чаще всего мотивом выбора политической силы опрошенные выбирали поддержку социально-экономических инициатив партии. Исходя из симпатий к лидеру выбирают 17%, через идеологические принципы - 11%. В динамике за последние несколько лет существенно вырос запрос на социально-экономические инициативы и уменьшился запрос на идеологические принципы.
• В обществе наблюдается постепенный отход от патерналистских ожиданий и рост запроса на индивидуальную активность и интернальную позицию. Если в 2011 году почти 80% респондентов считали, что именно власть должна брать на себя ответственность в обеспечении жизни каждого гражданина, то сегодня таких опрошенных менее 60%. Наиболее склонны к патерналистским ценностным ориентациям - старшие и самые бедные опрошенные, к индивидуальной активности - молодые и самые обеспеченные. Уровень образования также положительно влияет на изменения в ценностных ориентирах граждан.
• Аналогично изменяются взгляды о необходимости «уравнивания» доходов. Семь лет назад почти 70% поддерживали подобные инициативы, сегодня таких вдвое меньше. Зато растет поддержка тезиса, что нужно стимулировать индивидуальную активность граждан путем возможностей для увеличения доходов.
• Вместе с этим более слабую динамику имеет вопрос уменьшения доли государственной собственности в бизнесе и промышленности в пользу частной: в 2011 году 61% поддерживали увеличение государственной части собственности, в 2017 году этот показатель уменьшился до 52%, а в 2018 году вновь повысился до 58%.
• Несмотря на ценностные сдвиги в обществе, на фоне кризисных явлений в экономике и политике, постепенно растет запрос на необходимость наведения порядка, даже если для этого придется пойти на ограничение демократических принципов и свобод. Такое развитие событий поддерживают 70% опрошенных (в прошлом году их было 63%). За увеличение свободы, демократии при отсутствии порядка - только 15% (в 2017 году - 22%). Запрос на порядок высокий среди старших, самых бедных и граждан с более низким уровнем образования. В то же время даже в среде самых молодых, обеспеченных и опрошенных с более высоким уровнем образования доля тех, кто выступает за порядок - не менее 60%.
• На фоне роста оценки распространения коррупции на местах, постепенно спадает уровень терпимости к этому явлению. За пять последних лет количество тех, кто считает, что уровень коррупции растет увеличилась с 49% до 61%. В то же время доля тех, кто считает, что взятка является оправданным, если необходимо решить вопросы, имеющие личную значимость, уменьшилась с 37% до 13%. Также несколько уменьшилось и количество тех, кто давал взятки (с 27% в 2013 году до 22% в 2018 году). Больше всего тех, кто давал взятки среди респондентов от 30 до 50 лет и более состоятельных и образованных.
• Постепенно меняется отношение к коррупции как к явлению в целом. Постепенно увеличивается количество тех, кто считает, что коррупция - это болезнь, которая мешает развиваться украинскому обществу (55%) и уменьшается доля тех, кто убежден, что это механизм, без которого не может существовать наше общество (39%). В то же время больше всего сторонников последнего тезиса наблюдается среди молодых (до 40 лет), образованных и обеспеченных респондентов. Среди тех, кто давал взятки в течение последнего года так считают почти половина опрошенных (47%). Также треть из них оправдывают взяточничество в личных целях.
• Абсолютное большинство респондентов (не менее 75%) убеждены, что наказание за коррупцию для чиновников центральных органов власти, правоохранителей, налоговиков, таможенников, местных властей должно быть очень строгим (заключение, конфискация имущества). При этом, чем выше уровень власти, тем строже должно быть наказание. От 11% до 18% считают, что ответственность за взяточничество должно ограничиться штрафом или увольнением с работы. Только 1-2% поддерживают легкие наказания (предупреждение, выговор). Зато относительно учителей и медиков позиция значительно лояльнее: за тяжелое наказание для этой категории служащих выступают 44%, умеренное - 32%, а 15% - вообще против любой уголовной ответственности за взяточничество для педагогов и врачей.
Справка. Аудитория: население Украины от 18 лет и старше. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионам и типу поселения.
Выборочная совокупность: 6000 респондентов. Личное формализованное интервью (face-to-face). Ошибка репрезентативности исследования: не более 1.5%. Сроки проведения: 10-22 апреля 2018