Наличие жилья и работы — неизменные критерии если не счастья, то хотя бы ощущения стабильности и уверенности. Долгие годы они остаются приоритетными для большинства херсонцев. В приемный день в управлении учета, распределения и приватизации жилья херсонского горисполкома всегда многолюдно, но очередь движется быстро. Люди неохотно вступают в диалог, избегают обсуждать крайне важные для себя вопросы, однако не жалуются, говорят, что здесь к их проблемам относятся со вниманием и участием. И все же — каковы реальные шансы обрести собственное жилье в Херсоне в порядке общей очереди?
Как рассказала газете «НД» заместитель начальника управления учета, распределения и приватизации жилья горисполкома Людмила Березная, динамика постановки на квартирный учет в городе Херсоне не меняется. Ежегодно херсонцы стремятся улучшить свои жилищные условия — в прошлом году было принято 218 заявлений, а в нынешнем подано 177 заявлений на постановку на квартирный учет, так что в общей очереди на получение жилья в настоящее время пребывают 2554 человека.
«Мы наблюдаем, что население Херсона сократилось, но сейчас активно приезжают из области люди, преимущественно это участники АТО, — отмечает Людмила Валентиновна. — Кроме того, есть еще такая категория, как внутренне перемещенные лица. В соответствии с действующим законодательством мы не можем их принять на квартирный учет так же, как городских жителей. Однако мы имеем отдельный список нуждающихся в жилье из числа ВПЛ, и на сегодня там 184 заявителя».
Возникает вполне резонный вопрос: какова же дальнейшая судьба как городской очереди, которая формировалась не один год, так и списка нуждающихся в жилье из числа ВПЛ? Они просто есть — и все, по ним нет никакого движения?
Возможность удовлетворить потребность заявителей в жилье Людмила Валентиновна видит в изменении жилищного законодательства и реализации государственных программ.
«На сегодняшний день свободного жилья со всеми удобствами в Херсоне нет, потому что 99% жилья в нашем городе приватизировано. Остались крохи, и ждать, что когда-то кто-то умрет и оно перейдет громаде — вероятность очень маленькая. Но жилье людям необходимо, поэтому нужно искать пути решения этого вопроса. К примеру, молодежь до 35 лет может вступать в МЖК. А в целом необходимость пересмотреть жилищное законодательство назрела уже давно. Жилищный кодекс — это единственный кодекс, который действует еще с 1985 года. Его уже 3 раза пытались изменить, но воз и ныне там. Ни для кого не секрет, что жилищное строительство на данный момент не ведется, и вся наша надежда — на государственные программы, которые были раньше, на их возобновление или принятие новых. Конечно, преимущественно они касаются льготных категорий, но и это немало в современных реалиях. Назрело время принимать программы по жилью для участников АТО. К примеру, недавно правительством принята программа компенсации при приобретении жилья для семей погибших военнослужащих, а также для семей инвалидов I—II групп. Эта программа работает — люди получают полную компенсацию на приобретение жилья.
Раньше была программа по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и участников боевых действий на территории зарубежных стран. Эта программа замечательно работала, активно приобреталось жилье на вторичном рынке, хорошо продвигалась очередь — мы по 47—49 квартир в год приобретали для этих категорий. Так же хорошо работала программа по предоставлению жилья ликвидаторам аварии на ЧАЕС. Но все замерло, начиная с кризиса 2008 года. Но есть такие категории граждан, которые невозможно оставить без внимания. Дети-сироты у нас получают социальное жилье. Для них есть общежитие по Ушакова, и на сегодняшний день там заселено 24 комнаты. Однако этим потребности не исчерпаны, и мы надеемся, что в следующем году будет какая-то комплексная программа по обеспечению детей-сирот социальным жильем», — рассказала Людмила Березная.
Конечно, мы понимаем, что работа данного управления горисполкома — это всего лишь отражение той реальности, в которой мы все пребываем. Однако остается констатировать: получить собственное жилье в порядке городской очереди для херсонцев остается заоблачной мечтой.