20 ноября в Херсонском кризисном медиа центре состоялась пресс-конференция «Состояние социального капитала в общинах Украины: условия формирования и развития». На пресс-конференции эксперты рассказали об уровне информирования, привлечения и активности граждан в управлении местными делами, а также отношения граждан, общественных организаций (ИГС) и власти. А также представили результаты межрегионального исследования состояния социального капитала в общинах Украины.
Исследовалась общественная активность жителей и их участие в общественной жизни - непосредственно или в составе объединений, а также в готовности к такой деятельности; отношение граждан, ИГС, органов власти друг к другу, характер взаимоотношений между ними: уровни доверия, солидарности, толерантности, готовности к сотрудничеству и др .; осознание членами общества своей ответственности за состояние дел в своей общине, в регионе и в стране в целом.
Комплексное межрегиональное исследование состояния социального капитала в общинах Украины и условий для его формирования и развития осуществлялось в пределах 25 регионов Украины (24 областей и. Киева) путем диагностики состояния социального капитала в областных центрах, в городах Краматорск, Северодонецк и в 24 ОТГ - в каждой области по одному, а также путем анализа условий для формирования и развития социального капитала, созданных на всех уровнях публичной власти - от местного до общегосударственного.
«По результатам исследования, для большинства жителей общин характерна ситуативная активность и сплоченность только вокруг« острых »вопросов: непредвиденные обстоятельства, катаклизмы, угроза безопасности, затрагивания непосредственных бытовых интересов людей», - отмечает Виктория Баласанян, социолог, эксперт проекта.
Исследование выявило формальный характер заинтересованности власти в привлечении граждан к принятию решений.
Одним из лучших механизмов сотрудничества власти и общественности, который способствует активности и ответственности людей, большинство респондентов считает внедрение механизма Общественного бюджета и софинансирования проектов.
Причиной отсутствия реальной заинтересованности респонденты считают непрофессионализм представителей власти, незнание ими инструментов сотрудничества и отсутствие соответствующих навыков, страх власти перед контролем за своей деятельностью и, вместе с тем, пассивность со стороны общества.
Лишь 12 из 74 респондентов считают, что инициатива сотрудничества исходит от власти, причем все они являются представителями ОТГ, а не областных центров, и абсолютное большинство из них - представители власти.
Общественность имеет реальное влияние на решения власти. В то же время это влияние является несистемным и часто происходит в виде протестов против принятых решений, вместо конструктивного участия на этапе разработки проектов.
Основными средствами влияния общества на решения, принимаемые властью, общественные слушания, общее собрание, электронные петиции, обсуждения и давление общества в социальных сетях, участие в сессиях совета при обсуждении и принятии решений, прямые обращения к представителям власти (особенно в небольших общинах) протесты, митинги.
«Успех воздействия обеспечивают именно такие составляющие социального капитала, как активность, неравнодушие и сплоченность жителей вокруг существующей проблемы; профессионализм общественных организаций, привлечения экспертов, системная работа и конструктивность предложений; представители власти также выделили такой фактор успеха, как открытость власти, ее готовность к сотрудничеству и диалогу », - отметил Крупник Андрей, руководитель исследования, заместитель Председателя ВОО« Ассоциация содействия самоорганизации населения », директор Одесского института социальных технологий.
Информирование властью общество о своей деятельности происходит с помощью всех доступных средств массовой информации и коммуникации. Впрочем, по мнению респондентов, уровень информирования является недостаточным, информация, поступающая иногда является искаженной. Все это порождает конфликтные ситуации и непонимание или неправильное понимание жителями процессов, которые происходят.
Общение общественных организаций с жителями происходит, в первую очередь, с помощью социальных сетей и совместных мероприятий. Распространенной формой является непосредственное живое общение, особенно в небольших общинах и среди общественных организаций и волонтеров, которые имеют свою узкую целевую аудиторию.
Общение общественных организаций и активистов между собой так же происходит благодаря социальным сетям, личным встречам, общим мероприятиям. Кроме того, члены общественных организаций и активисты инициируют совместные проекты, работают в составе совещательных органов и рабочих групп, встречаются на сессиях совета, общественных слушаниях, общем собрании.
Наличие площадок и платформ по развитию общественной активности кардинально отличается в областных центрах и ОТГ. По словам респондентов, в четверти исследуемых ОТГ отсутствуют какие-либо платформы для коммуникаций. Часто их роль играют библиотеки и дома культуры. Вместе с тем, в областных центрах существуют специальные платформы для коммуникации - хабы, коворкинг и дискуссионные площадки.
Большинство респондентов дают высокую оценку деятельности общественных организаций, однако это больше касается областных центров. В объединенных общинах часто отсутствуют общественные организации, их функции выполняют отдельные активисты или неформальные объединения жителей.
Наиболее распространенными и активными являются общественные организации и волонтерские движения, занимающиеся помощью для участников и ветеранов АТО.
Среди недостатков и проблем в деятельности общественных организаций можно выделить: феномен «выгорания», небольшое количество реально действующих общественных организаций из числа легализованных, отсутствие профессионализма и фокуса организации на определенной проблеме или целевой группе, лоббирование ИГС интересов определенных политических или экономических групп, использование организаций для решения проблем и достижения личных целей их лидеров.
Исследование проводили специалисты Одесского института социальных технологий совместно с ВОО «Ассоциация содействия самоорганизации населения» и партнерскими организациями при поддержке Международного фонда «Возрождение».