В Херсоне правозащитники, автомайдановцы, крымские татары, другие вынужденные переселенцы с оккупированного полуострова создали Общественный совет по вопросам Крыма. Организация в значительной степени уникальна. Ведь ее штаб-квартира сегодня находится… в палаточном городке на проспекте Ушакова — прямо под стенами офиса постоянного представительства Президента Украины в АР Крым. И это совсем не случайно. Активисты и волонтеры, которые развернули бессрочный пикет, убеждены, что чиновники лишь создают видимость работы по деоккупации и возвращению захваченных земель. Тогда как необходимы конкретные шаги, реальная координация усилий властей и международных организаций, деятельная помощь вынужденным переселенцам. Об этом участники акции откровенно говорили на встрече с журналистами в пресс-клубе ‘‘Новый день’‘.
— За все время существования Херсонского регионального меджлиса крымских татар я ни разу не встречался с главой представительства Президента Украины в АР Крым Натальей Попович или с ее подчиненными. Хотя контакты меджлиса сразу после его формирования высылались им по электронной почте. Представительство живет какой-то своей жизнью, и наши проблемы ему не интересны, — с горечью отметил председатель регионального меджлиса Ленур Люманов. — Был просто поражен, когда на официальном сайте нашел информацию о закупках представительством товаров и услуг за квартал. Потрачено 720 тысяч бюджетных гривен! На нужды чиновников, выходит, у государства денег хватает, а на то, чтобы создать для крымчан центры административных услуг у каждого из трех контрольных пунктов въезда-выезда их нет. После перехода КПВВ жители оккупированного полуострова вынуждены ехать за любыми документами аж в Херсон, тратить на это время и деньги.
— Далеко не факт, что поездка в Херсон окажется плодотворной, — подхватила блогер, вынужденная переселенка Елизавета Богуцкая. — Скажу о себе: когда приехала на прием в представительство, его главы Натальи Попович на месте не оказалось. А ее сотрудник Сергей Ефанов заявил, что ‘‘не уполномочен сообщать’‘, на месте ли его руководитель и когда госпожу Попович можно увидеть. Стали звонить в дверь — из представительства вызвали полицию. Затем последовал какой-то загадочный телефонный звонок о минировании его здания. Полицейские час добивались, чтобы их впустили, а они смогли провести осмотр и убедиться, что никаких взрывоопасных предметов там нет. Лариса Шайморданова — мать пропавшего в Крыму человека — также пыталась туда войти. Так прямо на моих глазах Сергей Ефанов задом вытолкал ее из дверей!
— На сайте представительства указано, что Наталья Попович ведет прием на протяжении трех часов один раз в месяц. О’кей, можно допустить, что она человек занятой и больше времени у нее нет. Но почему переселенцы из Крыма не могут каждый день свободно войти в офис и поделиться с работниками представительства своими бедами, попросить у них помощи? Обществу вообще невдомек, чем они там занимаются: за 3 года — ни одной пресс-конференции или брифинга, — продолжает координатор общественной организации ‘‘Автомайдан Киев’‘ Екатерина Кувита. — На наших глазах к госпоже Попович пыталась прорваться съемочная группа телеканала ATR. Ее также не пустили внутрь, что стало основанием для подачи в полицию заявления о препятствовании журналистской деятельности.
Член Обшественного совета по вопросам Крыма, делегат от Меджлиса крымскотатарского народа Изет Гданов сообщил также, что активисты будут добиваться от прокуратуры расследования преступной бездеятельности представительства. Они также подали обращение к Президенту Украины с просьбой уволить Наталью Попович. Кстати, на встречу с журналистами в пресс-клубе ‘‘Новый день’‘ не явилась ни она сама, ни кто-либо из ее подчиненных.
Дмитрий Карп, член Общественного совета по вопросам Крыма, убежден: представительство ‘‘для галочки’‘ вообще не нужно. А нужен орган, который шаг за шагом координировал бы сотрудничество государства, международных и общественных организаций для борьбы за освобождение полуострова от кремлевских ‘‘гибридов’‘. Просиживать в уютных креслах штаны и проедать бюджетные деньги — на это много ума не требуется.
Правозащитники, вынужденные переселенцы и в целом критикуют государственную политику по части деоккупации Крыма. Спустя три с лишним года после захвата полуострова путинскими войсками о координации усилий в этой сфере можно только мечтать. Какая уж там координация, если прокуратура АР Крым находится в Киеве с филиалом в Херсоне, ГУ Нацполиции в АР Крым расположено в Одессе, а Представительство Президента — в Херсоне. А бить-то, господа хорошие, нужно единым кулаком, а не пальцами врастопырку!