Порой на ремонт одного механизма мастеру приходится потратить около недели. Фото Владимира Сиротенко Порой на ремонт одного механизма мастеру приходится потратить около недели.
В Херсоне хотят продать помещение единственной часовой мастерской, где работают “последние из могикан” – настоящие мастера своего дела. Знаете, сколько раз человек смотрится в зеркало? Примерно 10 раз в день (это, в среднем, отнимает 17 минут). На мобильный телефон мы смотрим около 150 раз. А на часы?
Тоже немало, но все это как-то незаметно, пока одни из часов, будь то в доме, офисе или машине, не остановятся. Любой человек тут же начинает чувствовать дискомфорт и на подсознании лишний раз пытается узнать время. И, так или иначе, спешит отремонтировать свой любимый счетчик времени.
Если такая беда постигнет обыкновенные электронные (усиленная квалифицированная подпись - новый вид электронных документов) часы, то их судьбу предсказать несложно: сначала заменят батарейку. Если не поможет, то покажут мастеру, а затем либо снова на полку, либо на свалку воспоминаний. Все намного сложнее с часами, за которыми кроется история. Как оказалось, у нас в городе вернуть к жизни часы не так уж просто. Моя знакомая попыталась спасти семейную реликвию – прекрасные часы в дубовом корпусе, которые ей достались по наследству от бабуши (как рассказывает мама, бабушке они достались от предков). Но, несмотря на их солидный возраст, они продолжали отсчитывать время и позволяли себе отставать только на 5 минут.
По-видимому, они просто не успевали за ритмом современной жизни. Но в один день они остановились. Говорят, что в доме нельзя держать “мертвые” часы, посему решили спасти семейную ценность. Обратились в ближайшую мастерскую, но там напрочь отказались “лечить” механизм. Затем обратились в другую мастерскую, но часовщик также развел руками и сказал, что оживить эту реликвию смогут только мастера, которые работают на Суворова.
Действительно, оказалось, что на центральной улице работает одна из самых старинных мастерских. Правда, мастеров там осталось немного – пять человек. Но спасти маятник времени к ним привозят со всей области. Как рассказал часовой мастер Юрий Мещаницев, в этой мастерской есть часовщик, чуть ли не единственный, который вообще занимается ремонтом старинных часов. Вячеслав Тоценко в этой профессии с 16 лет, и уже 40 лет трудится, не покладая рук. Мастер вспоминает, как начинал в этой мастерской со своим отцом, а тот показывал и раскрывал тайны профессии. И маленький Слава прислушивался к каждому слову. Часовщика на самом деле можно сравнись со снайпером, у него должно быть острое зрение, твердая рука и выдержка, а еще терпение, терпение и терпение. Профессия часовщика по праву не считается простой и легкой, посему прошел не один год до того, как Тоценко смог назвать себя мастером. А дальше работа, работа и еще раз работа. За сорок лет через его руки прошло немало старинных часов: и в драгоценных оправах, и подарочных. Пришлось чинить и так называемые командирские часы, и даже швейцарские, когда-то попались даже часы с тайником – возле задней стенки была спрятана шкатулочка с драгоценностями. “Клад”, конечно, вернули владелице, но счастливая наследница даже не знала о тайнике. Но, как настоящих мастеров, часовщиков всегда интересовала не красивая оболочка, а механизм. Внутренности встречались самые разнообразные, и приходилось разбирать их на мельчайшие детали и искать, что же износилось. А затем вытачивали самые мелкие детали и запускали механизм, иногда около недели по частичкам собирали часы. Вот так и учились каждый день, ведь специальной литературы,по большому счету, нет, а Интернет тоже не так давно появился, поэтому до всего доходили сами.
– Сейчас, на самом деле, большинство часов очень похожи друг на друга: снаружи красивая оболочка, а внутри обыкновенная китайская штамповка, – рассказывает часовщик Вячеслав Тоценко.
Даже с виду – часы от президентов или в подарок от каких-то партий, а внутри – печальная штамповка.
На самом деле у этих часовых дел мастеров очень длинная интересная история за плечами, которая, к сожалению, может оборваться в один миг.
Часовую на улице Суворова, 28 открыли еще в довоенные годы, и работала она исправно и беспрерывно. Менялись времена, мастера, кто-то уходил на покой, приходили молодые – в этих стенах выросли целые династии. Но теперь все может бесследно кануть в лету. Дело в том, что помещение мастерской выставлено на аукцион. И, по большому счету, все законно. Это здание находится в городской собственности, посему горисполком имеет полное право продать его. Согласно договору, который городская власть подписала с часовщиками, здание действительно могут продать. Даже провели первый аукцион, но поскольку только один инвестор решил купить это помещение, не смогли продать. По закону, вроде бы, все верно. Часовых дел мастеров уведомили за несколько месяцев, аренда заканчивается в декабре этого года – и юристу не придраться. Но есть и другая сторона медали: если продадут это помещение, с ним уйдет в небытие целая эпоха. Горожане десятилетиями ремонтировали там часы. К тому же, многие из мастеров просто уйдут на пенсию, переберутся на дачи и будут жить спокойной и размерной жизнью. Все бы ничего, но беда в том, что молодых мастеров практически нет, профессия неприбыльная, никому не хочется копаться в микроскопических детальках много лет за мизерную зарплату.
Как говорят сами мастера, если придется переезжать, то заново никто начинать не станет. К этому месту рабочие привыкли, а новое еще придется долго обживать. И, так или иначе, город просто останется без уникальных мастеров. Куда часовщики только не обращались. Горисполком говорит об аукционе, даже добавляет, что пригласил этих мастеров, мол они могут выкупить помещение, но откуда у пенсионера деньги на покупку здания в центре города. Обладминистрация предлагает обратиться в суд, если найдутся нарушения. А прокуратура пока разбирается. Самое обидное, что за эти годы в мастерскую вложили не только труд и душу, но и не- мало денег. Часовщики проложили канализацию, сделали ремонт и в целом старались поддерживать здание в нормальном состоянии. Ведь это старинная постройка, которая видела разные времена.
Но, к сожалению, часовщиков никто не слышит и, по большому счету, слышать не хочет.
Источник: "Вгору"