Ранее «ХЕРСОН Онлайн» уже писал о том, как на Херсонщине обычные крестьяне стали заложниками местного «олигарха». Напомним, речь идет о Николае Мартыновце, который фигурирует в деле об украденном урожае в селе Преображенка Чаплынского района.
Выясняя подробности происшествия, в результате которого сельские фермеры так и не смогли доказать, что у них прямо с поля украли 27 га урожая, прояснились и многие другие «заслуги» Мартыновца. Оказалось, он не только позарился на чужой урожай, а нагло отжал у людей земли. Налоговые махинации, повсеместная коррупция, давление на правоохранителей и сельский совет, запугивания – это лишь малый перечень «заслуг» этого «агро-мафиози».
В попытке прояснить, что же происходит в Преображенке, почему село полностью оказалось во власти этого самозваного феодала, редакция «ХЕРСОН Онлайн» решила поехать в село и встретиться с сельским головой Владимиром Артюшенко (на фото), который так или иначе должен знать, что происходит с землей и с жителями Преображенки.
Первое, что успел при знакомстве рассказать Владимир Николаевич, - историю о том, как Мартыновец фактически отобрал здание сельского совета предыдущего созыва: «Он просто выгнал сельсовет в свое время, у них не было места. Помещение отобрал, и совет сидел в детском саду. Представьте, маленькие дети, а тут ходят люди, мужики, курят, выражения особо не выбирают, это был ужас в течение нескольких лет.
В селе всё, что есть, все ему принадлежит. Пока сельсовет находился под его влиянием, переоформил все на себя правдами и неправдами. Даже здание универмага ему теперь принадлежит, он путем махинаций и сокрытия документов просто сменил адрес здания и переоформил. Провел решением совета изменение адреса, и никто даже не знал. Здание принадлежало Олбпотребсоюзу, а они даже не в курсе происходящего были. Сейчас эти все документы нашли и судятся».
Сгоревшее здание, принадлежащее Мартыновцу
По словам сельского головы, Мартыновец никогда и ничего не делал для села. «Он примерно год назад обнародовал свое обращение, что, мол, в селе 28 лет работает и все для села и для селян сохранил. Так после этого люди собрали подписи под обращением к нему, и написали, что он нагло врет. Налог не платит. Ни один из фермеров района его не понимает. Они ведь знают, что сёла к ним приходят постоянно за помощью, и все помогают, потому что фермеры в селах единственные, кто может иметь достаточно средств, чтобы в чем-то помочь, или в организации праздника для села, или для спорта что-то, или детскую площадку. И только один Мартыновец ни копеечки людям не дал. Просили на футбольную форму, закупили, и в этом году выиграли Кубок района. А до этого лет 10 Преображенка вообще не выставляла свою команду. Все благодаря другим людям, только не ему», говорит Артюшенко.
С Мартыновцом или без него, село продолжают благоустраивать
В селе Николай Мартыновец авторитетом не пользуется, люди его сторонятся. Да и сам он не жаждет взаимопонимания с крестьянами.
«Знаете, мы их же всех на сходки приглашали. Звали, присылали письма, в газете обьявления размещали о том, что сельский голова приглашает Мартыновца к дискуссии. Он же депутат райсовета от нашего села. Гордится так, что уже четвертый созыв там депутатом, а спросите, как он туда попал и что за это время сделал. Сначала при Кучме, потом вместе с коммунистами, потом у Литвина, теперь у БПП. Он постоянно ищет так, чтобы проплатить проходное место в списке, и все, вопрос решен. Люди за него ни разу не голосовали», рассказал сельский голова Преображенки. Оказалось, что и жена Мартыновца пыталась стать депутатом, избиратели ее просто обошли вниманием.
В херсонских СМИ не так давно была опубликована история, как герой-Мартыновец менял церковь Московского патриархата на Киевскую. Оказалось же, что предыдущего батюшку он просто оболгал. «У нас был отец Валентин, которого якобы обвинили в том, что он не хотел править службу за участников АТО. А у самого батюшки ребенок там воюет, как такое вообще можно было придумать? Новый батюшка признает, что Мартыновец манипулирует прихожанами, и что ему самому запрещает приходить на сельские праздники, на наши мероприятия», рассказывает Артюшенко. Скандальная история о «переквалификации» церкви в Преображенке привлекла внимание СМИ, однако тогда далеко не всем была известна еще одна «деталь» о семье Мартыновца. Так, пока отец семейства уличал священнослужителя в отсутствии поддержки украинских героев, его собственный сын прятался от местного военкомата. Мартыновца-младшего с января не могут найти, чтобы вручить повестку, но это не мешает ему ездить в Крым (!) и даже вывозить оттуда боеприпасы.
Тем не менее, сегодня в Преображенке ситуация в сельсовете меняется. Уже есть команда людей, которые работают на село, а не на Мартыновца. Есть исполком сельсовета, который фактически отказался сотрудничать с коррупционером. Даже депутаты понемногу выходят из-под его влияния, меняют свои позиции.
«Когда только зашла речь о децентрализации, говорили о присоединении к Чаплынке, - говорит Владимир Артюшенко. - А через два месяца проводим новые слушанья, и они отказываются вообще голосовать. Матрыновец запретил. Многие молодые депутаты наши работают у него, так он им прямо заявил, что уволит, если проголосуют. Они после этого не ходят на сессии иногда даже. И недавно он их вообще закрыл в конторе.
В селе был Майдан, сделали открытую сессию, потому что накал такой был… Депутаты боялись и просто во двор выйти. Представьте, триста человек ломится во двор к депутату, а тот на замок закрылся и прячется, и через жену нам записочки передает, что он болеет, но согласен с решением громады. Люди депутатов в прямом смысле слова за уши крутили, тут такое было, а Мартыновец дома сидит, телевизор смотрит, пока своих же под такой удар подставил».
Хуже всего в селе ситуация обстоит с землей. И на земельные участки, и на недвижимость у Мартыновца долгое время была минимальная ставка – 0,01%. «Он никогда не платил больше. Ежемесячно у него сумма налога составляла 219 гривен, и только в этом квартале он заплатил 1131 гривну, когда вынудили поставить все на учет», утверждает сельский голова.
Детская площадка, созданная силами крестьян
Сейчас в Преображенку зашел новый инвестор, и люди начали от Мартиновца уходить. «Ведь он платит пайщикам самую низкую ставку за паи, 4200 гривен. А инвестор платит 9000, - рассказывает Владимир Николаевич. - Вы же понимаете, что для крестьянина это огромные деньги в селе никто никогда не видел таких сумм. Понятно, что люди захотели перейти. Но земли для этого нужно переоформить, отсудить, другими словами. А там серьезные проблемы с налоговой, ведь этот человек подставил пайщиков. Нам пришел список должников, мы посмотрели, а там все земли у него в аренде. Получается как: он людям рассказывает, что не нужно ничего платить, что сам все «порешает», и в итоге никто вообще налогов не платит.
Налоговая с ним судится лет пять. Правоохранители и прокуратура в случае чего требовали документы у сельсовета, а сельсовет писал, что все хорошо. Это же право местной власти – устанавливать ставку. Вот ему установили самую низкую, какую только можно, и отписывались, что все в порядке.
Мы недавно только нашли список людей-должников, которые якобы не платили этот налог. Когда сменился состав сельсовета и всех служб, нашли этот список, а там 800 человек! Этот список прятался в сейфе, скрывался. Люди даже не догадывались, что у них где-то есть долги. Немалая вина в этом и землеустроителя предыдущего, это же был супруг ныне покойной прошлой главы сельсовета. Они там изменили одну букву в фамилиях, она – Елена Симерецкая, он – Сымерецкий. И все, уже не коррупция, потому что не родственники, получается. И все село видело, знало, а что люди могут сделать? Вот и молчали. Этому Сымерецкому деньги приносили за землю, я его просил работать нормально, по-честному, но он сделал свой выбор. Была и прокуратура, и все остальные, я им привел четырех человек, которые действительно ему приносили деньги. Думаете, его судили после этого? Нет, конечно. Есть у человека земельный участок, Мартыновец им пользуется, но налоговой не показывает. Взял квитанции не подотчетные, а обычные, Симерецкая ему проштамповала, и все, есть документ. А я потом через время вижу, что люди не платят за землю, зову их к себе и спрашиваю, в чем дело. А они удивляются, потому что платят – только не совету, а Мартыновцу. Только сейчас начали ходить в банк или на нашу почту».
Схема махинации предельно проста: по договору указано, например, 5600 гривен арендной платы. Из этой суммы арендатор якобы высчитывает деньги на уплату налога, и людям отдает 4200. Только налог ведь не заплатил, и люди из этой суммы платят еще столько же, плюс штрафы. Такая ситуация была в селе в 2014 году, сейчас все повторяется.
«Село в недоумении, мягко говоря, приходит в совет, потому что он накручивает всех, называет нас бандитами и кричит, что с налогами мы тут сами «накрутили». Их убеждает не платить, потому что он вроде как сам уже заплатил. Мы сначала обьясняли всем, а потом просто стали отправлять в налоговую. Когда уже там люди узнают реальную картину, они очень быстро платят, и сельсовет к этим оплатам отношения не имеет», говорит голова сельсовета.
«Налоговой, по сути, все равно, кто платит. Советуют подавать на Мартыновца в суд, но их как согнули, так они и не выпрямились пока. Кто там будет судиться… Потому этот человек до сих пор безнаказанно ходит тут и продолжает людей гнобить. У людей так земли неоплаченные по 20 лет, есть случаи, где люди даже не подозревали, что это их земля. Акты на землю не показывал даже. Документацию хранил у себя, а если человек просил их отдать, чтобы потом решением сессии узаконить владение участком, выдвигал условие: или переоформлять аренду на него, или депутаты просто не проголосуют. Получается, что он по-тихому это все под себя подгребал, людям пользоваться землями не давал, если они ему в аренду не сдавали. А сколько у него земли, чьи владельцы умерли еще…
Есть, к примеру, крестьянин, у него мать умерла, а землей ее Мартыновец пользуется. Он идет к Мартыновцу за деньгами, а тот отказывается: ты, говорит, землю на себя не переоформил, я тебе ничего не должен. А это 8 га, 16 га земель… И налогов никто не платит за эти участки».
Земля, которой он пользуется, убитая, неухоженная. Где-то чуть лучше, где-то вообще мертвая. Он даже возле себя за землей не может ухаживать, о чем можно говорить. Везде, во всех населенных пунктах есть программы по благоустройству. Наш исполком тоже утвердил в селе такую программу. Определено, кто за чем ухаживает. Все, кому что мы выделили, убирают. Церковь, национальные общины, религиозные общины, школы, сад, все всё убирают и ухаживают. А участок Мартыновца просто зарастает бурьянами, там никто никогда ничего не делал. Этот участок как раз между конторой и школой нашей, там сумасшедшие бурьяны! Родители перед 1 сентября пришли, устраивали скандал, а я отказался это убирать. Сельсовет не будет нанимать кого-то и делать чужую работу, это его обязанность. Выписали ему штраф 1800 гривен, а он теперь судится с нами! Причем судится не по факту того, убрал или не убрал территорию, а что комиссию неправильно составили, когда штраф оформляли. Матери вышли и вырвали эти бурьяны, потому что к 1 сентября село хотели сделать красивым. Сами вырвали, не ждали ничего. А ругаться с ним не хотят, боятся. Потому что сегодня поругаются, а завтра придут к нему деньги за пай получать, а он им кукиш скрутит. Да, он не стесняется людям дули крутить. Может и куда подальше послать, он же крестьян и за людей не считает, это в селе не секрет. Говорит, что сам тут царь, а остальные – «быдло», «серая масса».
Преображенка с обновленными остановками
В Преображенке когда-то стояла металлическая арка, которую давным-давно сбила машина, и трубы так и остались разломанные, согнутые. Около двадцати лет трубы так и стояли раскорёженные. «Я предложил мужчинам взять и выкопать эти трубы, и на нашу детскую площадку установим нормально, сделаем там из них что-то полезное. Он приехал, начал орать, выступать. Я пытался что-то ему обьяснить, так тот даже слушать не стал – моментально телефон в руки, полицию вызывать… А вообще на меня уже 18 заявлений накатал в прокуратуру, в СБУ, везде, где только мог. То я кого-то обозвал, то ноги вырвал, то украл, забрал, его избил… И что землю себе нагреб, тоже писал. Только когда приехали проверять – ничего не нашли.
Нельзя постоянно над людьми издеваться, потом оно обязательно аукнется. Мы покажем людям, что и с такими, как он, царьками можно и нужно бороться. Сейчас люди просто от него уходят, а потом и начнут вспоминать, как он измывался, как земли отжимал, как угрожал, как оскорблял. Это же село, тут всё про всех на виду, ничего не скроешь. И забыть люди тоже не дадут», - уверен Владимир Артюшенко.
На вьезде в Преображенку стоит стела – «Колгосп им. Кирова» (см. фото). На вопрос, что почему всех, кто едет в село, встречает этот остаток СССР, глава сельсовета рассказал, что Николай Мартыновец и не собирается выполнять закон о декоммунизации: «Приходили ко мне из района, требовали снять хотя бы эти буквы. Отказался: пускай берут владельца того, что осталось от колхоза, то есть, Мартыновца, и вместе с ним снимают. У него и на печати написано «ПрАТ імені Кірова». Я сейчас эти буквы сниму, а он потом на меня в суд подаст, и будет прав, потому что за ним все суды».
По всей видимости, для преображенского феодала-самозванца эта стела – символ собственной неприкосновенности, безнаказанности и устойчивости. Только ведь люди, хоть и медленно, но все же начинают распрямлять спины. И все ближе тот день, когда из села выгонят горе-царька взашей.