Как-то не верится, что владельцы двухуровневой квартиры в историческом доме супруги Васильевы, решив утеплиться на зиму, не знали, что грубо нарушают закон. Ведь Людмила Васильева является не только главой одной из партийных организаций города, но и действующим депутатом горсовета. На последних выборах в местные советы баллотировалась в мэры города. Казалось бы, такой статус уже говорит о ней как о сведущем и серьезном человеке, желающем отстаивать интересы жителей Новой Каховки. Вроде бы и попытки к деятельности были: в декабре прошлого года в команде с так называемыми оппозиционерами Людмила Викторовна в шубе до пят и на шпильке явилась отвоевывать у «нерадивого» застройщика старое здание отдела образования. Мол, двухэтажная развалюха является ценнейшим объектом для города, который не то что сносить, трогать пальцем нельзя. Тогда леди от оппозиции пришли с конкретными намерениями: одевшись по-спортивному, они пытались завалить ограждение возле старого здания гороо, топтали ногами металлические части забора, громко высказывались. Людмила же стояла в сторонке, наблюдая за происходящим, а на счет дальнейшего видения судьбы здания пролепетала местным корреспондентам что-то невнятное.
Не прошло и года, как сама она стала «нерадивой» квартиросъемщицей, смеем предположить, не знающей, что собственнику квартиры, и даже не в историческом доме, принадлежат только квадратные метры, но никак не стены, фасад и не крыша с чердаком. Кстати, члены громады, на пользу которой она собиралась работать, поговаривают, что и чердаком Васильевы пользуются незаконно, то есть завладели им путем самозахвата.
Выходит, что как-то так молчаливо и втихую, депутат удовлетворяет свой интерес, ради чего и закон нарушить можно. А как же быть жителям «щитовых» домов, которые расположены в обозначенном историческом ареале Новой Каховки? Зимой в них тоже не жарко. А что будет, если все они решат утеплиться и начнут самовольно обклеивать «пеной» фасады своих домов? Плюс ко всему еще и выкрасят их в разные цвета. А что, депутату ведь можно, скажут они и покажут на розовую обшивку второго этажа на Днепровском,19.
В качестве ликбеза и для депутата Васильевой, и для тех, кто живет на указанных выше улицах, скажем: еще в 2015 году решением Новокаховского горсовета от 20 октября №2299 утверждена научно-проектная документация «Розроблення історико-архітектурного опорного плану, визначення історичного ареалу та зон охорони пам’яток культурної спадщини міста Нова Каховка Херсонської області». Существование этого документа означает, что все дома в старой части города (со щитовыми стенами тоже) являют собой историческую ценность и на выполнение любых наружных работ в них, в том числе по замене окон, оконных проемов, ремонту крыши и черепицы (должна быть только керамическая), нужно разрешение отдела градостроительства. Николай Плюйко особо выделяет жилые двух-трехэтажки по пр.Днепровскому, которые построены капитально. Любой внешний ремонт в них требует обязательного согласования.
Кроме того, как выяснилось при подготовке этого материала, строители, нанимающиеся на подряд в старом городе, чаще всего не заморачиваются по поводу законности выполненных работ. На вопрос: что будет с лепкой, которая «мешает» оклеиванию фасада на Днепровском, 19, ответили: скорее всего, мы ее собьем! И это при том, что уже началось движение возле дома: приходил специалист из отдела градостроительства, корреспондент с фотоаппаратом. Стало понятно: что-то не так, но это их даже не смутило и не насторожило, скорее, наоборот, они не отказались позировать перед объективом, если бы их об этом попросили. Как впрочем, не напрягло излишнее внимание к строительным работам и самих хозяев квартиры. Никто из супругов так и не явился в отдел градостроительства и архитектуры за разрешением на ремонт.
Возможно, они не догадываются, но мы им скажем: уважаемые Васильевы, вас обяжут восстановить фасад дома, который относится к историческому наследию города. И прецеденты такие в Украине есть. Во Львове хозяев одной из квартир, расположенной в исторической части города, заменивших старые окна на пластиковые, заставили все вернуть, как было. Такую меру сохранения культурно-исторического наследия приветствует и единомышленница несостоявшегося мэра архитектор Татьяна Евсеева. Штрафы в 50-170 гривен не спасут старые дома от подобных «обновлений», говорит она. Только судебные иски отрезвят головы тех, кто уже отполировал до неузнаваемости фасады домов-памятников. «Сама же Евсеева и будет проектировать восстановление фасада по пр.Днепровскому, 19, судов не избежать», – подчеркнул Н.Плюйко.
А если говорить в целом о проблеме сохранения культурно-исторического наследия, то в 20-м веке произошла культурная катастрофа, отмечают специалисты. Фактически архитектура исторического стиля и даже советского модернизма умирает, уходят мастера, умевшие резать лепнину и др. Взамен искусным украшениям на зданиях приходит так называемая вкусовщина или, попросту говоря, полная безвкусица. Наши архитекторы все чаще говорят о нарушении мировой практики сохранения того, что нам досталось от прежних времен. Ну, никто в мире не строит возле старых домов, к примеру, паркингов, а уж тем более не изменяет их общего облика.