Отзвуки смертельного выстрела у Антоновского моста "слышны" даже в международном суде.
В Европейском суде по правам человека прибавился иск от херсонцев — супружеской четы Галины и Анатолия Ловыгиных. По делу "Ловыгины против Украины" с Украины требуют выплаты 200 тысяч евро компенсации морального ущерба. Хотя речь идет не только и не столько о деньгах. С помощью ЕСПЧ херсонцы стремятся доказать: судьи, прокурорское и милицейское начальство сделали все, чтобы смерть их сына осталась без должного воздаяния.
Галина Ивановна и Анатолий Евгеньевич сыном по достоинству гордились. Петр Ловыгин был на хорошем счету в милиции, где служил инспектором отдельного батальона дорожно-патрульной службы. Не так давно он женился, и в молодой семье на радость бабушке с дедушкой подрастала очаровательная и веселая внучка. Однако все закончилось в один страшный день — 14 января 2000 года. Тогда милицейское руководство решило провести учения по задержанию угонщиков. В роли угонщиков выступали трое переодетых сотрудников ГАИ, в числе которых был и Петр. В ходе операции «Сирена» их машину остановили у Антоновского моста. Один из участников операции в звании старшего лейтенанта при задержании выстрелил. Автоматная пуля прошила тело младшего сержанта Ловыгина, и он был убит на месте своим же сослуживцев.
Эта история наделала тогда много шума: полтора десятка организаторов неудачных учений уволили из органов или понизили в должностях. Стрелявшего тоже осудили за неосторожное обращение с оружием и отчитались о восстановлении справедливости. Однако родители убитого инспектора ГАИ по сей день считают, что справедливостью в расследовании даже не пахнет. Осужденного старлея-убийцу после вынесения обвинительного приговора быстренько амнистировали, и больше никого к уголовной ответственности не привлекли. Дело, как колобок, каталось по разным инстанциям более 6 лет, а вдобавок следователь прокуратуры странным образом умудрился «потерять» одно из важных доказательств — видеозапись учений. И тоже отделался выговором.
Галина и Анатолий Ловыгины также прошли все судебные инстанции страны, добиваясь взыскания с милиции 100 тысяч гривен возмещения морального ущерба, нанесенного потерей единственного сына. И районный, и Апелляционный суды встали на их сторону, однако Верховный суд Украины в иске отказал, мотивируя тем, что за расстрелянного им выплатили страховку. Эта издевательская мотивировка переполнила чашу терпения супругов. И они решили идти до конца, подав иск в ЕСПЧ.
Родители Петра Ловыгина твердо убеждены, что действия представителей государства Украина были вопиющим нарушением сразу нескольких основополагающих статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В том числе — тех, которые декларируют право на жизнь, право родственников потерпевшего на доступ к материалам расследования, запрет дискриминации по социальному признаку. Международный суд ведет свое расследование, однако один из истцов его решения уже не дождется. Внезапная смерть сына и многолетняя борьба за правду так подкосила здоровье Анатолия Евгеньевича, что несколько дней назад 77-летний пенсионер скончался от тяжелого сердечного недуга. Теперь борьбу за справедливость в одиночку будет вести его вдова, похоронившая мужа и сына.
Сергей Яновский, Новый День