Валерий Валерьевич Литвин, старший лейтенант полиции…
Вполне объяснимым будет удивление многих читателей, прекрасно помнящих, что ещё каких-то пару лет назад облУМВД Херсонщины возглавлял генерал-майор Валерий Валерьевич Литвин. Неужто разжаловали? Или полный тёзка вдруг в убойном отделе Херсонского уголовного розыска объявился?
На этот и на многие другие вопросы «Гривны» 8 февраля отвечал всё же не старлей, а по прежнему генерал-майор (только уже запаса) Валерий Литвин – ещё недавно главный милиционер Херсонщины. За идею пообщаться с ним мы благодарны нашим читателям, прочитавшим в прошлом номере интервью с экс-руководителем облуправления СБУ г-ном Савченко и подсказавшим, что интересно было бы узнать, как сложилась судьба другого генерала-силовика – Литвина.
- Валерий Валерьевич, что это за реинкарнация в Херсонской полиции?
- Всё нормально (смеётся. – В.Б.). Это не просто мой полный тёзка, это ещё и мой старший сын. Пока что на одну звёздочку на погонах меньше у младшего Литвина – он служит в столичной полиции. Оба получили дипломы, оба пошли по отцовскому пути. Буду откровенен – горжусь сыновьями.
- То есть вы их благословили на весьма нелёгкую судьбу. Вас-то вот, к примеру, похоже, из Херсона в столицу отправили в почётную ссылку, причём, на жаргоне вашей клиентуры, без всяких «предъяв». Знающие люди тогда говорили, что сменившему вас в «кабинете № 1» донецкому полковнику Писаренко нужно было просто где-нибудь «порулить» областной милицией, чтобы получить генеральские погоны.
- Да, тогда меня назначили начальником Департамента транспортной милиции МВД. Для меня этот перевод вовсе не был неожиданностью. Предвидеть его было не сложно – в известной мере я сам его «спровоцировал» своей жизненной позицией. Уже кипели страсти на площадях, разведенные политиканами по разные стороны тогда только теоретических баррикад представители ещё недавно монолитного народа доказывали друг другу свою правду. Херсонщина в масштабе страны на то время была самой благополучной. Представители оппозиции имели ко мне чуть ли не круглосуточный доступ, я оперативно реагировал на их претензии к моим подчинённым – если последние были неправы. В свою очередь и руководство оппозиционных сил реагировало на мои объективные замечания. Такой паритет не всех устраивал. «Сверху» на меня, зная мой характер, не давили, но намекали. Я отвечал, что иначе не будет: не нравится – убирайте с места. Вот и убрали… Но оно и к лучшему – по самым разным причинам.
- Что вы имеете в виду?
- Ну, к примеру, я не допустил бы так называемого «ленинопада», обязательно был бы конфликт. Намного ранее этих событий я предлагал губернатору Костяку цивилизованно демонтировать памятник Ленину на площади Свободы. Он был уместен перед зданием обкома КПСС, но никак – перед зданием облгосадминистрации в независимой Украине. Ленина расположили бы где-то в уголке парка, создав эдакий уголок истории, а в центре на освободившийся постамент – что-то аполитичное, а потому – вечное. Чем, к примеру, плоха идея о памятнике Первой учительнице? Но нет, кому-то нужно было довести до варварского разрушения памятника – и кровной обиды множества граждан, которым он по разным причинам был дорог.
- В тот период, тоже, кажется, после вашего ухода в Киев, в нашем городе был зарезан милиционер…
- Да, к сожалению. Насколько мне позволяют судить те обстоятельства, с которыми я знаком, дело там непростое, не всё однозначно. Я надеюсь, что со временем будут наказаны все (я это подчёркиваю) виновные в гибели правоохранителя – как с той, так и с другой стороны. Больше пока сказать не могу.
- Как сложилась ваша служба на посту начальника Департамента транспортной милиции Украины?
- После нескольких месяцев службы мне от руководства начали поступать – давайте скажем так – такие предложения, на которые я в жизни бы не согласился! Затем предложили уволиться, после моего отказа сократили должность, я через суд восстановился – и на следующий же день попал в люстрационный список. Тут уж ничего не попишешь: закон суров – но это закон. У меня нет права не выполнять закон, но есть право его комментировать. Так вот, наш закон о люстрации – большая глупость, он далёк от понимания европейскости, он разбил множество судеб и забрал у Украины множество преданных слуг. Надеюсь, его когда-нибудь отменят…
- Вам впору в политики идти законы «изобретать». Что скажете по поводу вашей недавней попытки пройти в Херсонский облсовет от партии «Социалисты»?
- Знаете, на веку, как на долгой ниве. Когда-то в неоднозначной ситуации министр внутренних дел Цушко подставил мне плечо. И когда он уже в роли главы партии предложил мне произвести «разведку боем», я не стал отказывать. Предупредил его, что останусь вне партии, что на триумф не следует рассчитывать: ведь он, помимо прочего, требует больших финансовых вливаний. При минимальных, символических затратах мы сделали Херсонщину лидером в Украине по набранным социалистами голосам. Проходных 5% по области мы не набрали, но в некоторые райсоветы наши депутаты прошли. Приобретён некоторый опыт, а это тоже штука нужная.
- Сейчас вы стали советником главы облсовета Андрея Путилова по Бериславскому району. Означает ли это, что вы в политике?
- Никоим образом! Бериславщина – моя малая родина, там моё начало, мои истоки, мои корни. Там я прошёл путь от рядового милиционера до капитана, там множество людей, в том числе и «знаковых», с которыми мы друг друга знаем как «облупленных». И когда в недавнем разговоре с Андреем Станиславовичем (а разговор был разноплановый) мы коснулись проблем этого района, я предложил попробовать выступить, скажем так, миротворцем. В ветвях районной власти некоторая, интеллигентно говоря, вакханалия послевыборная. Типа «да ты при Януковиче работал!», «да сам ты не патриот!» и подобное.
В минувшие выходные я съездил в Берислав, собрал за круглым столом этих людей и, мне кажется, сумел их убедить доказывать свой патриотизм по отношению к району не в контрпродуктивных спорах, а совместной работой. Результаты поездки обсудил с главой облсовета. Тогда и прозвучало предложение г-на Путилова быть советником по делам в Бериславском районе.
- Согласитесь, это совершенно случайное совпадение, что мы с вами беседуем в день принятия присяги, то есть фактически в день рождения херсонской полиции. Какое вы ей, с учётом вашего огромного опыта, предрекаете будущее?
- Разумеется, пожелания – от всей души! – самые лучшие. Но, боюсь, реалии будут жёстче. Давайте называть вещи своими именами: зарабатывание денег – важнейшая часть жизни любого гражданина, который должен питаться, одеваться, обязан заботиться о детях, родителях. Прекрасно, когда человек имеет насколько достойный, настолько и честный заработок. Понятно, что чуть ли не в первую очередь это касается силового органа державы – полиции (ранее – милиции). Интересная штука выходит: сейчас многие политики-старожилы в верховной власти Украины обливают грязью прошлое, «милицию-хапугу». Так и хочется им сказать: уважаемые, а не вы ли, законодатели тех лет, стоите во главе угла всего, в чём обвиняют милицию?!
А не вы ли породили Закон «О милиции» с его 24-й статьёй, предусматривавшей работу милиции на самоокупаемости, с разрешением получения спонсорской помощи?! Или вы не знали, что в день государство на одну милицейскую машину давало по полстакана бензина?! А ведь милиция – это всего лишь характерный срез украинского общества. Люди разные, в самую глубину души никакой ОВБ не влезет каждому! Кто-то спонсорскую помощь просил для нужд службы, а кто-то не просил, а требовал – и уже для себя лично. Ведь это у нас везде – и в образовании, и в медицине, но милиция всегда на виду, на острие пера, и это понятно: Вася, дай денег! Не дашь – жди проверку!
Сейчас обо всём этом говорят вслух, это прекрасно. Гаишники раньше должны были сами себе покупать форму, заправлять и ремонтировать машины. От души желаю, чтобы новых патрульных на дорогах не коснулись эти проблемы. Хотя на их озвученные зарплаты смотрю без эйфории. Ведь хотим мы этого или нет, но наша жизнь, её уровень оказались жёстко привязанными к доллару. Так вот, нынешние 8000 гривен в месяц при долларе 27 лишь символически превышают прежние 2 с лишним тысячи при долларе 8. И ещё: о новых зарплатах речь идёт, насколько я знаю, лишь применительно к патрульной полиции. А следствие, а уголовный розыск – насколько там «разбогатеют» правоохранители?
- Валерий Валерьевич, наверняка вам известна проблема существенной разницы в пенсиях ваших коллег – прежних и нынешних…
- Есть такая проблема, я с ней знаком: ведь помимо прочего с этого года возглавляю ветеранскую организацию облУМВД. У сотрудников, вышедших на пенсию несколькими годами ранее, и у тех, кто уходит сейчас, – чуть ли не 2-кратная разница! Уверен, что прежние пенсии следует индексировать, подгонять под нынешние. Так будет честно.
- Чему сейчас посвящает время генерал-майор запаса Литвин?
- Думаю, вы себе представляете, сколько всю жизнь носивших погоны людей живёт на Херсонщине. Многие тысячи: моряки, вертолётчики, ракетчики, милиционеры, СБУ, прокуратура и так далее. Я хочу объединить людей с офицерской честью в одну общую организацию – с правами, с возможностями, с помощью, с консультациями, взаимной поддержкой. Параллельная цель – всё же реанимировать Дом офицеров в Херсоне, сделать его как бы нашей штаб-квартирой. Чувствую в этом поддержку обеих ветвей областной власти. Понятно, что сумм, нужных для реанимации старинного Дома на улице Перекопской, пока нет. Зато есть уже договоренность, что ветеранская организация получит в аренду пока другое помещение. О политике у нас речь идти не будет. Организация – правозащитная, её название – «Единый щит». Вот начнём действовать – увидите, вы сами захотите рассказать о ней подробно своим читателям.
- Что ж, спасибо за беседу, тёзка. И успехов!
Валерий Боянжу, Гривна