Мы теряем Геройское
В Херсоне прошло обсуждение проблем добровольного объединения громад в формате документального театра. Главными участниками стали жители Геройского, которые считают, что разобраться со своими проблемами селу будет легче в составе Николаевской области.
На протяжении полугода участники проекта Херсонского отделения Социологической ассоциации Украины “Театр взаимопонимания: дискуссионная площадка Юга Украины в театральном формате” пытались разобраться, какие плюсы и минусы несет децентрализация и объединение громад для херсонского села. В качестве базового выбрано село Геройское Голопристанского района. Село известно тем, что здесь родилось шесть героев: четыре – Советского Союза и два Социалистического Труда. Это абсолютный рекорд “концентрации” героев во всем бывшем СССР. Сейчас село находится на грани выживания.
Несколько слов о формате мероприятия. Документальный театр – это жанр, в котором объединены театральное искусство, журналистика и социология. Это пьеса, где нет выдуманных реплик. Иногда текст рождается прямо на премьере – так и произошло на спектакле “Песни из Геройска”. Участниками спектакля стали жители села – депутат сельсовета Любовь Богдан и фольклорный коллектив “Криниченька” во главе с Константином Стафикопуло. Они-то и рассказывали о своем селе зрителям. А музыкальная программа стала поводом для дискуссии на совсем немузыкальную тему – децентрализация, и что она несет селу. Пригласили и экспертов. Откликнулись профессор Иван Мойсиенко, один из инициаторов создания Национального парка “Нижнеднепровский”, Юрий Горбенко, руководитель Офиса реформ по децентрализации при ХОДА, Павел Гавриш, замдиректора Департамента внутренней политики ХОДА, музыкант и исследователь фольклора Виктор Кисиль.
На спектакле пели. Пели и говорили, что болевые точки Геройского не заживают – на них постоянно попадает соль. В прямом и переносном смысле. Отдельного расследования требует ситуация с добычей соли на озерах вокруг Геройского. Имея этот уникальный природный ресурс, село, по сути, не может им пользоваться. Бесконечные суды и неопределенность статуса Сольпрома делают невозможной нормальную работу предприятия. Болевая точка №2 – экология. Это и исчерпание рыбных ресурсов, и незаконная добыча мотыля, и выбрасывание ила на берег после дноуглубительных работ. Много взаимного недопонимания и вокруг Национального парка. Болевая точка №3 : “дорога жизни” – единственная дорога в село, которая “убита” до такой степени, что даже скорая помощь отказывается приезжать на вызов. А большинство жителей Геройского – пенсионеры. Так что “дорога жизни” – не метафора. Затрагивались и другие болевые точки.
По мнению сельчан, децентрализация не только не решит проблемы, но еще пополнит их список. И село вообще может исчезнуть с карты. Сейчас есть два варианта объединения громад. Первый – с Рыбальчим, Старой и Новой Збурьевкой. С центром явно не в Геройском. Не все с таким вариантом согласны. Уж слишком отдалены друг от друга эти села (до ближайшего села Рыбальче 30 км по “дороге жизни” ). Дают о себя знать и разные типы хозяйствования, и отличающийся образ жизни. Куда ближе в этом смысле для Геройского соседи в противоположном направлении: села Кинбурнской косы Василевка и Покровка. Эти села испокон веков жили одной громадой – вместе рыбачили, обменивались невестами и женихами, а сейчас вместе принимают туристов. Только есть нюанс – Василевский сельсовет относится к Очаковскому району Николаевской области. А объединяться надо в пределах области. Как сказала Любовь Богдан, после того, как жители Геройского потеряли надежду, что их проблемы будут решены с помощью херсонского руководства, они решили обратиться в Верховную Раду с просьбой передать территорию Геройского сельсовета в Николаевскую область. А потом уже объединяться с Покровкой и Василевкой и вместе решать общие проблемы. Ведь, например, “дорога жизни” ведет и к ним. И именно Геройское является перевалочным пунктом для отдыхающих, следующих на набирающую все большую популярность Косу.
Участниками дискуссии стали представители власти. Юрий Горбенко постарался объяснить, какие возможности дает децентрализация селу, а Павел Гавриш пообещал, что ХОДА обратит внимание на ситуацию с Сольпромом. А спектакль показал, что такая форма подачи информации эмоциональностью и вовлеченностью как свидетелей, так и зрителей, может привлечь больше внимания, чем традиционные пресс-конференция или общественные слушания. Если вы читаете эту статью, то так оно и есть.
Мероприятие прошло при поддержке МФ “Возрождение” в рамках проекта “Театр взаимопонимания: Дискуссионная платформа Юга Украины на основе документального театра” .
Николай Гоманюк, Вгору
P.S. В 80-е годы руководство Херсонской области обращалось в Верховный Совет УССР с просьбой передать западную часть Кинбурнской косы в состав Херсонщины. Причина была та же – Кинбурнская коса не связана с Николаевской областью по суше и в период штормов отрезается от неё. Тогда просьбу отклонили с мотивировкой, что между Косой и материком планируется строительство Очаковского гидроузла и дамбы с мостом, которая и решит эту проблему. Этим планам не суждено было сбыться и громада Кинбурнской косы так и осталась разделенной между двумя областями.
Отзывы зрителей
Безусловный “плюс” постановки – в попытке вывести прикладную социологию из официального пространства в неформальное, заменив привычный сухой язык цифр и выкладок прямой речью и живыми эмоциями. Это привлекает внимание, обеспечивает эффект обратной связи и позволяет ярче обозначить тему, сделать её более понятной для аудитории. Опыт же соединения в одном исследовании-спектакле методов публицистической журналистики, краеведческого подхода, современной арт-составляющей и традиций народного творчества интересен тем, что создаёт ту самую полиформатность, благодаря которой проблему можно не только узнать, но ещё и увидеть её, услышать, почувствовать, проникнуться ею и начать сопереживать героям. Что касается “минусов” , мне не хватило резюмирующего финала. Всё-таки это документальная постановка с реальными героями и конкретными “болевыми точками” , и смысл её в том, чтобы донести до общественности, а ещё лучше – до представителей власти ясно и однозначно выраженный посыл.
Татьяна Андреева, социолог
Встреча с жителями села Геройское меня расстрогала. В селе нет ни одного врача, “скорая помощь” к ним не выезжает, с финансами плохо, в общем, как сказала одна из участниц: “Мы всеми забыты, даже Богом” . Но при этом – они поют. Красивые, сильные голоса, красивые, хоть и печальные, песни. Очень впечатлило. Когда одна из жительниц рассказала, что к ним приезжали поляки и, восхитившись природой, падали на колени и целовали землю, мне сразу захотелось тоже поехать в Геройское и посмотреть, что же там за красота такая. Увидеть, как добывают соль. Я человек сугубо городской, но на мгновение вдруг представила себя жительницей такого вот заброшенного маленького села. С одной стороны – удивительная природа, заповедник, соляные озера. С другой – отрезанность от мира, и если заболеешь, никто не поможет. Каково это? Мне показалось, что участницы мероприятия очень рассчитывают, что в селе что-то изменится к лучшему после этой встречи. Не знаю, так ли это, но хочется верить.
Елена Астасьева, драматург