Пока активисты Херсонщины годами бьются над созданием приютов для бездомных животных, в Польше подобные учреждения успешно действуют, еще и на общественных началах.
Убивать бродячих собак крысиным ядом в последнее время повадились жители Таврийска. Наделал здесь шума и недавний случай на местном рынке, когда неизвестные выбросили в туалет нескольких щенков. Те выжили и своим скавчанням привлекли внимание прохожих: животных вытащили, вымыли и пригрели.
Если бы нечто подобное произошло в Польше, «добровольные истребители» животных без лишних разговоров были бы привлечены к уголовной ответственности. «У нас если кто-то просто выбросит собаку на улицу, может получить год тюрьмы. За издевательство над животными дают еще больше. Правда, подобные случаи бывают крайне редко, поэтому обычно Суд удовлетворяется условными наказаниями для таких лиц», — рассказывает директор приюта для бродячих животных в польском городке Целестинуві неподалеку от Варшавы Лукаш Бальцер (на фото).
Сторонники таких радикальных методов борьбы с бродячими собаками в Украине приводят свои аргументы: животных развелось очень много, а власть с ними никак не борется. К тому же, только за последние годы на Херсонщине бывали ужасные случаи, когда стаи собак нападали на людей и калечили детей.
С советских времен и до недавнего времени в Украине с «собачьей» проблемой боролись просто: отстрелом — убийством животных. Зато в Польше для этого была создана сеть приютов для четвероногих.
— Наша организация довольно старая, появилась еще 130 лет назад, — говорит г-н Лукаш. — Таких приютов, как в Целестинуве, у нас немало, и содержатся они исключительно на пожертвования людей и получения от отчислений 1% налога граждан (каждый гражданин Польши имеет право перечислить 1% своего налога на какие-то социальные программы или волонтерские инициативы. — Прим. авт.). У нас одновременно могут содержаться 400 собак и несколько десятков кошек. Обслуживают их 200 человек — преимущественно волонтеры. Все животные находятся под наблюдением ветеринаров, но мы стараемся сразу находить для них хозяев. Для этого проводим много акций: в социальных сетях размещаем фотографии собак, а каждый желающий взять их к себе может заполнить анкеты. Изучив их, мы определяем кандидатов и приглашаем к себе.
Сначала каждый из кандидатов должен пройти так называемую процедуру адаптации. Каждую субботу приют отпускает своих собак на прогулку. «Это делается для того, чтобы каждый кандидат мог познакомиться с собакой поближе. Если адаптация проходит успешно, они должны уплатить взнос в размере не менее 100 злотых (примерно 600 гривен. — Авт.): именно столько стоит один визит к ветеринару в Польше. Также наши животные должны пройти процедуру кастрации или стерилизации. В общем таким образом ежегодно новых хозяев из приюта в Целестинуве находят 150 собак», — добавляет Лукаш Бальцер.
Директор приюта утверждает, что он заинтересован в том, чтобы его четвероногие «подчиненные» здесь не задерживались. «Мы хотели бы, чтобы собак к нам попадало как можно меньше, — утверждает он. — Возможно, у нас не самые идеальные условия для содержания животных. К примеру, в США есть приюты, рассчитанные на 25-30 собак. Но если к ним попадают «лишние» животные, то их просто усыпляют. Мы же боремся за каждую и спасаем всех от смерти, делаем все возможное, чтобы вылечить от серьезных болезней. Чтобы воспитать у людей чуткое отношение к животным, проводим большую воспитательную работу в школах, детсадах, рекламные акции. Именно в этом и заключается наша миссия».
К сожалению, в большинстве регионов Украины до создания приютов для бродячих животных дело так и не дошло, хотя разговоры об этом ведутся не один год. Есть такие замыслы в Новой Каховке. А в соседней Каховке даже была найдена территория для приюта на территории бывшей автобазы. «Ее владелец готов отказаться от земельного участка в случае реального создания такого приюта, — комментирует ситуацию первый заместитель городского головы Каховки Павел Пуляев. — Наши активисты надеются получить зарубежные гранты для доведения своего дела до конца, однако здесь не все так просто. Поскольку для получения финансирования из иностранных фондов необходимо построить вольеры, наладить отлов животных, даже иметь доступ к крематорию: в случае смерти собаки мы не имеем права закопать ее где-то на свалке. А ближайшие от нас подобные крематории есть в Никополе и Мелитополе».
Тем не менее, каховские активисты надеются, что им таки удастся открыть приют для бездомных животных. Вопрос только — как быстро.
Олег Батурин, "Новый день".