Общественники продолжают расследование, начатое лидером партии "УКРОП"
Этой зимой херсонский политик и общественный деятель Виталий Богданов, ныне являющийся главой партии "Украинское Объединение Патритов – УКРОП" в Херсонской области, расследовал скандальную закупку продуктов питания для детских садов. Выяснилось, что в тендере в 26 торгах победила фирма, завысившая стоимость на поставку в 3 раза!
Некоторое время в херсонских СМИ "картошка на 8 гривен" стала настоящим мейнстримом.
Этим расследованием Богданов "задал моду" на повышенное внимание к коррупции в сфере образования города, и это внимание не угасло до сих пор.
На пресс-конференции представители херсонского "Комитета избирателей Украины" рассказали о проведённом ими "Мониторинге коррупции в сфере образования города Херсона".
Выводы весьма плачевны. Как заявил эксперт Владмир Молчанов, "около 20 миллионов гривен в год расходуются нецелевым образом".
В проблеме расходования учебными заведениями бюджетных средств есть два, так сказать, аспекта, или способа деребана: закупки через тендеры и закупки без тендеров. Каждый из них даёт свой простор для "освоения" денег в личные карманы.
В тендерных закупках (которые применяются только для коммунальных услуг, которые и так являются монопольными, и продуктов питания) цены завышаются до 110%.
Но иногда выгоднее делать закупки, избегая тендеров. Например, когда в школах с родителей собирают деньги на ремонт, а выделенные на это деньги из казны присваивают (естественно, за вычетом отката вышестоящему начальству). При таком благодатном раскладе учебные заведения намеренно "дробят" закупки, чтобы не превышать граничную сумму, при которой тендер является обязательным – это 1 миллион для работ и 100 тысяч для материалов и оборудования. "Дробление" помогает избежать требований закона о тендерных закупках.
К тому же закупаемый товар не содержит первичной документации, марок, производителя и мощности – только наименование и количество. Таким образом он выводится из-под действия постановления Кабмина о применении среднерегиональных цен при закупке, потому что непонятно – что именно закупается. И это только один из примеров.
Член общественного совета при городском голове Ибрагим Сулейманов попросил не называть это коррупцией, а говорить прямо – воровство.
Вот только с заявлением о таком воровстве в правоохранительные органы не обратишься: тот самый случай, когда "око видит, а зуб неймёт" – как говорится, "не прикопаешься".
"При этом формально, с точки зрения нарушения криминального и административного кодекса, никаких правонарушений нет", - сетует Молчанов.
К счастью с декабрьскими тендерами история закончилась почти "хэппи-эндом": после обращений Богданова к начальнику СБУ области, к прокурору города последний подал иск в интересах города и выиграл его - тендер признали отменённым. Но чтобы воздействовать на такие хитроумные схемы, против которых бессильны правоохранители, необходимо менять систему изнутри.
Нынешняя власть если и показывает готовность к этому, то готовность вызывает сомнения – кто хочет, ищет возможности, кто не хочет – оправдания. Если бы городские власти действительно хотели изжить коррупцию из этой схемы – они сделали бы это давно, даже применив некоторые из вариантов, предложенным экспертами.
Например, даже в расследованном Богдановым деле с тендерами управление образования продолжило хитрить и отменило только часть лотов. "Злочинна влада", говорят они о "попередниках". А как назвать их самих?...
Единственное, что остаётся – ждать. Ждать, впрочем, не долго: выборы - вот они, на носу, и херсонцам представляется возможность оттеснить от кормушки мэрии старых коррупционеров. Благо, сейчас есть за кого голосовать – появилась новая политическая сила, в отличие от остальных не запятнавшая себя всеми смертными грехами. Эта сила – недавно созданная партия "Украинское Объединение Патриотов – УКРОП", которая, несмотря на свой юный возраст, своей мощностью может посоревноваться со старыми лисами в политике. И, пожалуй, многие из этих лисов очень огорчатся, когда к власти придут патриоты, которые намерены не красть, а работать.