Как не остаться без машины после поездки в Крым. История из жизни
Когда-то живший в Крыму Роман Цепенко, гражданин Украины, решил навестить родных на оккупированном полуострове. Новые правила посещения Крыма застали его жену и годовалого ребенка – граждан Польши – в вагоне украинского поезда уже по дороге к «границе». Получив отказ на въезд украинских пограничников, чтобы попасть в родную Ялту, увидеться с близкими и показать родителям внука, семья пошла на нарушение законодательства Украины.
«Накануне был принят закон о том, что иностранцев не пускают в Крым без специального разрешения. Родные уже едут в поезде, и в этот момент мы узнаем о новых нормах украинского закона. Я встретил их на автомобиле, и мы побывали на двух основных пунктах пропуска с материка на территорию Крыма, где, отстояв многочасовые очереди, получили отказ в их проезде в Крым», – вспоминает Роман.
В беседе с Крым.Реалии, Роман замечает, что его жене как гражданке Польши в консульстве настоятельно не рекомендовали посещать Крым, однако желание оказаться на родине мужа и увидиться с родными победило все опасения.
После отказа украинских пограничников семья принимает решение вернуться в Херсон и там разобраться в ситуации, но там им говорят, что шансов провезти в Крым жену и ребенка у Романа немного.
«Нужны подтверждения близких родственных связей. У меня там живет мать, и мне она могла бы дать приглашение, но мне оно не нужно, так как я гражданин Украины. Моей жене и моему ребенку моя мать приглашение дать не может, я не могу дать жене приглашение, так как я зарегистрирован в городе Киеве. У нас есть собственность в Ялте, но она зарегистрирована на меня и не является основанием для прибытия в Крым моей семьи», – рассказал крымчанин.
Роман вспоминает и то, что работники миграционный службы предложили ему посетить Крым без жены – так, по мнению украинских госслужащих, были бы решены насущные проблемы. Но такой вариант семью не устроил, и они решили проблему другим способом – через российскую границу.
«Подобные законы, действия государственных служащих вынудили меня ехать в объезд зоны военных действий, через Харьков выехать в Россию, проехать по западной части России и через паромную переправу – в Керчь», – говорит Роман. «Я делал это сознательно, но не специально, а в результате того, что меня вынудили. Не ожидал, что это закончится так серьезно, я готов был к штрафу, но не к конфискации», – уточняет он.
Благополучно добравшись до Ялты таким способом, более месяца семья провела на оккупированной территории. После жена приняла решение без нервов и новых перипетий покинуть Крым вместе с сыном на самолете, а Роман отправился на автомобиле Porsche Cayman с польскими номерами, на котором въехал в Крым, через пункт контроля в селе Чонгар. Там его и задержали пограничники по статье 482 Таможенного кодекса Украины «Перемещение или действия, направленные на перемещение товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины вне таможенного контроля».
Также хозяина автомобиля наградили административным протоколом по статье 204-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях – «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее». Нарушение влечет за собой наложение штрафа от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до пятнадцати суток и объяснили, что транспортное средство подлежит конфискации.
«Это какое-то гопничество, оправданное свежими законами, которые противоречат друг другу. Как мне побывать на своей родине?! В этих законах каким-то образом учитываются наши права? Конституционные, общечеловеческие, права иностранцев, прибывающих на территорию Украины?» – возмущается Роман.
Водитель авто отказался подписывать протокол о конфискации имущества и принял решение охранять свою собственность. В результате Роман двое суток буквально прожил в машине, консультируясь с адвокатами из Киева, обращаясь в различные инстанции.
«Мы будем оспаривать составленные протоколы о нарушении им условий въезда в Украину. Довольно странно, когда наши таможенные органы, которые прекрасно осведомлены о ситуации с Крымом и оккупации, относятся к гражданам Украины как к каким-то контрабандистам. Пытаются таким образом отобрать автомобили, еще и взыскать с них штрафы в 100% размере стоимости автомобиля», – комментирует ситуацию адвокат пострадавшего путешественника Ростислав Кравец.
Сейчас Роман уже в Киеве и имеет твердые намерения бороться за свою собственность.
Однако, как пояснили в Государственной пограничной службе Украины, пограничники действовали по закону.
«В данном случае пограничники действовали правильно, так как данный гражданин въехал на оккупированную территории через закрытые пункты пропуска на территории Крыма, получается, что он, исходя из действующего законодательства, нарушил государственную границу, поэтому при попытке въезда на материковую Украину у него было изъято транспортное средство», – поясняет руководитель пресс-службы Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян.
В ведомстве сообщают еще об около 750 задержанных граждан, которые незаконно въехали на территорию Крыма и потом пытались въехать на материковую Украину, однако конфискация транспортных средств – это единичные случаи.
Новые правила пересечения административной границы с Крымом действуют с начала июня 2015 года. За этот месяц они не раз подвергались критике, в основном, со стороны правозащитников, которые считают, что такой порядок нарушает права человека и фактически привел к информационной блокаде Крыма.
«Я знал, что в законодательстве есть нестыковки, я не считаю, что я что-либо нарушал. Я ехал из одного дома в другой дом», – так защищает свою позицию Роман Цепенко, однако окончательную точку в этой истории поставит суд.