Заждавшийся ремонта кабинет в здании городского управления МВД, допотопная мебель и старенький компьютер — так сегодня выглядит импровизированный штаб создающегося из волонтеров батальона патрульной службы милиции особого назначения «Херсон». С его командиром прапорщиком Русланом Сторчеусом (на фото) мы беседуем здесь о том, как нынче служится его бойцам и каковы задачи нового добровольческого формирования в это тревожное для страны время.
— Руслан Александрович, у нас батальонами обычно командуют майоры или подполковники, в крайнем случае капитаны. А тут комбат — и вдруг прапорщик?
— Еще недавно я был сугубо гражданским человеком. Мне 35 лет, имею два высших образования — педагогическое и юридическое. Работал начальником службы безопасности на предприятии, потом юристом в страховой компании. С первых дней начала протестов против режима Януковича поехал на Майдан, а когда путинские войска захватили Крым и закипели бои с донецкими сепаратистами, записался в батальон «Херсон». Для чего он нужен? Вспомните: когда на востоке начались беспорядки, почти вся тамошняя милиция перешла на сторону пророссийских сепаратистов. Такая же опасность, но в меньшей степени, существует и в Херсоне. А батальон «Херсон» — та сила, которая сможет сохранить здесь порядок, защитить наших людей и единство Украины.
— А много ли сейчас в батальоне бойцов, также не служивших в армии?
— Добровольцы с опытом армейской службы для нас желательны. У них хотя бы навыки обращения с оружием есть. Тем не менее, хватает и не служивших. Люди у нас самые разные: бывшие грузчики и электросварщики, сторожа и частные предприниматели, сотрудники милиции и пенитенциарной системы. Но все они четко понимают, почему пришли в батальон «Херсон» и каков смысл их службы.
— Принимаете всех без разбора, или кого-то все же отсеиваете?
— В нашем батальоне по штату должно быть 200 человек, но пока службу несут только 55. Каждый день приходят новые добровольцы, но с некоторыми и прощаться приходится. Один боец ушел, не выдержав физических нагрузок. Другой посмотрел по телевизору новости, увидел, как по Донбассу раскатывают танки сепаратистов, и тоже написал заявление на увольнение. Чтобы кандидаты не строили иллюзий, я на предварительном собеседовании всем говорю: есть вероятность, что батальон «Херсон» по приказу МВД Украины будет принимать участие в антитеррористической операции на востоке, а не только в патрулировании города, как сейчас.
— Но насколько ваши люди к этому готовы?
— До того, как я возглавил батальон, на стрельбах бойцам скупо выдавали по дюжине патронов. Сейчас они через день ходят в тир стрелять из пистолета, и раз в неделю — обязательные стрельбы из АКСУ на полигоне. Мы изучаем законодательство, учимся слаженно работать в боевых условиях, бороться с террористами под руководством инструкторов из спецназа МВД. Занятия идут с восьми утра до шести вечера, график напряженный, но государство ценит этот труд: рядовым бойцам батальона выплачивают чистыми по 4 тысячи гривен в месяц, мне как командиру — пять. Присвоят первое офицерское звание, буду получать чуть больше. Но если денежное довольствие выплачивается без задержек, то со всем прочим дела обстоят намного хуже. Легкое стрелковое оружие нам выдали, а вот станковые пулеметы и гранатометы до сих пор только обещают. Но ведь их еще освоить нужно! Легких кевларовых касок у нас нет, камуфляжа и «разгрузок» тоже. Требуется хотя бы сотня бронежилетов, но нам их не выдали, а чтобы их купить, нужно как минимум 350 тысяч гривен. Мои соратники по Евромайдану создали и зарегистрировали фонд поддержки батальона «Херсон» и собирают на бронежилеты пожертвования. Если читатели «Нового дня» готовы внести свой посильный вклад, сообщаю контактные телефоны благотворительной организации «Общественный фонд поддержки батальона особого назначения «Херсон» (0552) 22-31-30, 095 812 71 07.
— Руслан Александрович, а как ваша семья относится к тому, что вы будете участвовать в боях?
— Конечно, семья тревожится. У меня старенькая мама, да и жена сильно обеспокоилась, еще когда на Евромайдане стали стрелять в активистов. Супруга и теперь нервничает. Как вечером приду домой, каждый раз переспрашивает: «Вас на восток не отправляют?». Но поймите: выбора-то нет. Если пополнить ряды очень многочисленной в Херсоне «диванной сотни» и охать-ахать, лежа перед телевизором, ничем хорошим это не закончится. А я лично не хочу больше жить в тоталитарной стране и чувствовать себя эдаким безропотным винтиком, за которого все решают и над которым можно безнаказанно издеваться. Я этого навидался при Януковиче и сыт по горло. И если мы сейчас не остановим бандитов в Донецке и Луганске, завтра они придут к нам. Чуму с востока надо остановить любой ценой. Ведь свобода стоит того, чтобы ее защищать.
— Спасибо за интервью.
Спрашивал Сергей Яновский, Новый День.
Вместо постскриптума. Возвращаясь с интервью, столкнулся в дверях в кабинет комбата с двумя новыми добровольцами. С одним из них разговорился. Владимир Петровский — предприниматель, отец троих детей, закрыл свой бизнес, чтобы пойти на службу. «Вы же не хотите, чтобы вам на головы падали бомбы и снаряды, а в окна квартир влетали пули, как это происходит в Донецке и Луганске? Вот и я не хочу этого для своей семьи. Поэтому готов снова взять в руки оружие, благо, со своей подготовкой я для батальона обузой не стану, — откровенно высказался Владимир.