Стремясь хоть как-то себя защитить в неспокойные времена, херсонцы спешно обзаводятся средствами самозащиты: кто-то бейсбольные биты закупает, а кто-то оформляет разрешения на огнестрел. Вот только вооруженные обыватели слабо себе представляют последствия нажатия на спусковой крючок. А с украинским законодательством, в котором понятия превышения пределов необходимой обороны весьма расплывчаты, всегда есть вероятность, что стрелявшего затаскают по судам и превратят в «ответчика за все».
Так, весной газеты облетела история инвалида третьей группы — жителя пригородного поселка Антоновки под Херсоном, который открыл огонь из своего охотничьего ружья 12-го калибра по двум молодчикам, которые среди ночи швыряли в его двор камни. Стрелял он мелкой дробью, никого не убил: попортил одежду и нанес так называемые слепые ранения, когда дробинки проникают под кожу. Защитить себя и свое имущество он смог, но на месте происшествия тут же «нарисовались» милиция с прокуратурой. И потянулась тягомотина уголовного производства. Подстреленные граждане вовсю требовали наказания обидчика, так что правоохранительные органы довели дело до суда.
На слушаниях в суде Днепровского района Херсона потерпевшие изложили свою версию событий: «проходили мимо дома, увидели двух собак-питбулей, которые лаяли на них, и начали бросать по ним камни» (цитата из приговора от 2 июня 2014 года). То есть у хозяина собак варианты были такими: мирно сидеть дома и не высовываться, дожидаясь, пока его собак забьют камнями, выйти во двор безоружным и самому «подставиться» под удар кирпичом по голове либо защищать неприкосновенность частной собственности с оружием в руках. Он выбрал третий вариант, за что в полном соответствии с отечественным уголовным правом и поплатился — виноваты оказались не те, кто бросал камни, а тот, кто стрелял в ответ. Суд признал инвалида виновным в нанесении телесных повреждений легкой и средней тяжести и приговорил его к двум годам лишения свободы с испытательным сроком, после чего по дружному ходатайству и обвинения, и защиты, применил к подсудимому Закон «Об амнистии».
Словом, и волки сыты, и овцы целы, да вот еще как бы понять, кто в данном конфликте волки, а кто овцы. Но инвалиду теперь не до философских размышлений — ему нужно искать деньги для уплаты любителям бросать камни в собак. И деньги немалые: одному из ненавистников питбулей присудили возместить 6348,5 грн. за попорченную дробью одежду и расходы на лечение, плюс 5 тыс. грн. компенсации морального вреда, другому — 5 тыс. грн. за моральный вред. Если прибавить сюда еще расходы на всякие экспертизы, то выйдет, что попытка обуздать беспокойных ночных гостей обошлась хозяину подворья более чем в 17 тысяч гривен!
Процесс над инвалидом — достаточно убедительное подтверждение того, что защищаться с оружием в руках от безоружных с нашей Фемидой выходит накладно. Однако никто не знает, как повернулось бы дело, если бы инвалид вышел против двух незваных гостей без оружия. И не закончился бы конфликт тем, что те могли воспользоваться численным превосходством да преимуществом в физической силе и крепко намять владельцу собак бока, либо и вовсе забить его до смерти. Выходит, в деньгах он потерял, но жизнь и здоровье сохранил. А они всяко-разно дороже «презренного металла».
Сергей Яновский, Новый День