Пока бродячие собаки терроризируют херсонцев, местные коммунальщики построили для них приют, напоминающий… концлагерь.
Четвероногий рэкет
Строительство приюта для бродячих животных в Херсоне остается в зачаточном состоянии, на их стерилизацию по-прежнему нет денег, а отстреливать неприкаянных четвероногих запретили — негуманно. Подобные перекосы в коммунальной политике привели к тому, что областной центр буквально заполонили стаи голодных и агрессивных собак, которые уже не просто кусают зазевавшихся пешеходов, а вдобавок устраивают форменный рэкет у магазинов и на базарах. И это вовсе не шутка или образное выражение: все именно так и обстоит.
Компания из трех с лишним десятков бродячих псов буквально обложила рынок «Северный» на проспекте 200 лет Херсона. Летом их было не слышно и не видно, однако с наступлением холодов барбосы сбежались к «хлебному месту» со всех окрестных пустырей и подвалов, устраивая постоянные нападения на торгующих и покупателей базара. Причем эти нападения настолько продуманы, что люди только диву даются: стая, похоже, вполне осознанно выбирает жертв среди женщин постарше, несущих сумки с провизией. Определившись с целью для атаки, одна собака высоко подпрыгивает и впивается ей в плечо или верхнюю часть руки. Укус, как правило, не слишком болезненный, однако от неожиданности сумка или пакет испуганной покупательницы падает на асфальт, и другая псина выхватывает из нее съестное, или утаскивает его подальше вместе с самим пакетом.
Торгующие, которых на «Северном» около тысячи, что только не делали для защиты своих клиентов: пытались и отгонять хвостатых бандитов, и подкармливали их в надежде, что сытые животные ни на кого набрасываться не будут. Однако их ожидания не оправдались — подачки-то «рэкетиры» принимают охотно, и… время от времени повторяют нападения на людей, то ли по привычке, то ли запасая отобранную у них провизию впрок. И это уже настораживает: к зиме собачья стая может увеличиться в разы и станет куда свирепее. Тут уж хомо сапиенсов они не на испуг брать будут, а просто рвать на клочки, поскольку бродячая собака напрочь лишена того инстинктивного страха перед царем природы, который испытывают дикие звери. Подобного исхода крайне опасается администрация рынка, которая уже и не знает, как быть.
— За последние месяцы с жалобами о нападениях собак к диспетчеру рынка приходило полтора десятка женщин. Наверняка были еще и такие, кто жаловаться не пошел. Между тем, еще летом я обращался в городское управление коммунального хозяйства с просьбой организовать отлов бродячих собак. Мне ответили, что поставят на очередь, однако уже скоро зима, а очередь почему-то не продвинулась и до нас не дошла, — встревожен директор рынка «Северный» Михаил Слуцкий. — Мы уже и в милиции побывали, но и там помочь не взялись.
Предприниматели, которым засилье нахальных «друзей человека» особенно допекло, говорят: в конце концов сами попросят знакомых охотников перестрелять псин или разбросают по территории отравленные приманки. Однако еще неизвестно, кому от этого будет хуже. Такой вот «собачий геноцид» в отдельно взятом микрорайоне может закончиться привлечением самозваных истребителей четвероногих к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Вот и думай, что лучше: терпеть выходки агрессивной стаи дворняг или плюнуть на все предосторожности и ответить террором на террор. Правда, избиение бродячих собак особо ничего не изменит: их в Херсоне тысячи, так что пройдет неделя-две, и вместо одной уничтоженной стаи вскоре появится другая — возможно, еще более агрессивная и многочисленная.
Приют или концлагерь?
Отдельный разговор — о том самом приюте для бродячих животных, строительства которого санэпидемслужба, экологи и общественные организации добиваются вот уже десяток лет. После акций протеста под стенами горсовета и гневных публикаций в местной прессе дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки: решением горсовета коммунальному предприятию «Гарантия» от 28.10.2011 г. разрешили разрабатывать документацию для отвода 0,64 га земли именно под убежище для никому не нужных кошек и собак. Однако реализация гуманного вроде бы начинания, организованная, подчеркнем, за бюджетные средства, ужаснула и рядовых горожан, и компетентные органы. Обывателей изначально поразил сам подход: посреди дворика будущего приюта установили крематорий для сжигания туш умерщвленных животных, а открытые вольеры расположили прямо вокруг него. То есть обитатели вольеров будут обречены наблюдать, как в топку огненной печи у них на глазах заталкивают их же собратьев. И вряд ли такое зрелище благотворно подействует на нервную систему четвероногих. Ведь даже в фашистском концлагере «Освенцим» крематорий и то находился в самом отдаленном от жилых бараков здании.
Недавно по требованию прокуратуры «свежесозданный» приют на улице Бурназяна, 14 а, пришли проверять инспектора городского управления ветеринарной медицины. То, что они увидели за высоким бетонным забором, стало темой для отдельного обращения в облгосадминистрацию. В нем говорится, что крематорий в приюте «установлен без согласования с пожарной, ветеринарной, санитарно-эпидемиологической службой и управлением экологии» (здесь и далее кавычками выделены цитаты из документа). На момент проверки «в вольерах на бетонном полу в антисанитарных условиях содержались 24 собаки». При этом инспекторам «не была предъявлена никакая документация относительно кормления животных, места для приготовления еды или ее хранения». Да что там еда, если в приюте даже «дезинфекция и мытье вольеров не проводится, запас дезинфекционных средств отсутствует». Словом, по субъективному мнению автора, интерьеры объекта таковы, что не хватает разве только вышек с пулеметами, пулеметчиков в эсэсовской форме и рвов для закапывания пепла из крематория.
Людям тоже не повезло
Но еще хуже то, что приютское «гостеприимство» может оказаться настолько же опасным для людей, насколько и для животных. Уже сейчас эксперты утверждают: на отведенном участке подобные объекты размещать нельзя категорически!
— Пункт четвертый Положения о приютах для животных, утвержденного приказом Госкомитета ветеринарной медицины Украины от 15 октября 2010 года, предусматривает, что подобные заведения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от жилых домов и других строений. Однако в данном случае расстояние от приюта до ближайших жилых домов немногим больше 20 метров. В «запретную» 300-метровую зону попали цех по разливу улучшенной питьевой воды, продсклады и предприятие по переработке рыбы, где ее солят и коптят. На территории самого приюта во время проверки я с удивлением увидела несколько биотуалетов, там же стояли какие-то трактора и легковые автомобили, которым здесь явно не место. Я лично предупреждала руководителей горисполкома, что собачьи вольеры необходимо выносить дальше от зоны жилой застройки, но мои предостережения просто проигнорировали, — поражена замначальника городского управления ветеринарной медицины Марина Павлова.
Столь оригинальным решением проблемы бродячих собак заинтересовалась и прокуратура Днепровского района, разославшая по инстанциям запросы о наличии разрешений на строительство приюта, соблюдением его сотрудниками санитарных и ветеринарных норм. Все идет к возбуждению уголовного дела о жестоком обращении с животными. Хотя и животным, и людям от этого легче не станет — бюджетные деньги на приют, похоже, истрачены напрасно, да и уличные псы терроризировали прохожих прежде и продолжают это делать сейчас. Хотите убедиться сами? Приглашаем на рынок «Северный»!
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Новый День"