В редакцию газеты позвонила взволнованная женщина: “Рядом с нашим детским садиком снова строят “пивняк”, прямо у входа на территорию. Куда мы только не обращались, а все, получается, без толку. Может, хоть с вашей помощью”...
Наша читательница рассказала: там несколько лет была “распивочная”, где на разлив продавали спиртное. Мало того, что дети, играя на площадках, постоянно видели пьющих людей, так те еще открыто справляли нужду под соседними деревьями, а то и прямо возле садиковского заборчика. Родители, жители местных домов, жаловались властям. Чиновники раз приехали и оштрафовали хозяина за то, что туалета нет. Тот туалет сделал и продолжил торговать. Наконец-то, добились, чтобы еще раз комиссия приехала. Киоск снова проверили и – закрыли, вроде как там продавали спиртное без лицензии. И какое-то время будка пустовала. Все вздохнули с облегчением.
Дежавю
Но тут вдруг приехали какие-то люди и начали ее “облагораживать”: расширять, перестраивать, рыть ямы, проводить новую канализацию. И хотя хозяин говорит, что там будет кафе для детей, никто не верит: какие дети, если рядом – дорога с “сумасшедшим” движением? Не дай Бог, ребенок из двери кафе выбежит – выскочит прямо под колеса. Да к тому же, все прекрасно понимают, что больше всего прибыли в подобных заведениях – как раз от продажи спиртного и сигарет…
«Позор на седые волосы»
Как оказалось, у бывшего “пивняка” – новый хозяин. И планы у него – другие. Григорий Сергеевич (фамилию назвать не захотел рассказал, что они выкупили помещение у прежнего владельца и теперь обустраивают приличное заведение. И уже много раз говорили людям, что хотят сделать уютное кафе с горячими обедами, сладостями, чаем, кофе и соками. Чтобы здесь праздновали детям дни рождения или просто отдыхали семьями. А торговать спиртным не только не собирались – тут это просто не имеет смысла. Рядом с забором садика, с левой стороны от входа, – супермаркет “с полным боекомплектом” спиртного и табака. А с правой – многоэтажка, где в четырех подъездах из восьми круглосуточно продают самогон: и по 50, и по 100 грамм, и бутылками в долг дают. Григорий Сергеевич уже с 1976 года, живет с семьей в этом доме. И сам не пьет, и пьянство не приветствует. И все время боролся против “самогонщиков”, вызывал участковых, но… Когда только сюда переехали, то здесь было его ровесников – 21 человек. Теперь их уже никого нет в живых, большинство просто спились.
Григорий Сергеевич не понимает, почему им люди не верят, возмущаются и бунтуют, хотя до открытия кафе – еще несколько месяцев: “Вот когда мы откроемся, и если что-то будем не то продавать, вот тогда пусть скажут: “Позор на твои седые волосы!”. А сейчас ситуация странная, как если бы от еще незамужней девушки требовали гарантий, кого она родит – мальчика или девочку.
Слишком много было лжи
Статистика алкоголизма в Украине приближается к признакам национальной эпидемии. По данным Национального совета по вопросам охраны здоровья, ежегодно из-за “зеленого змия” умирает 40 тысяч украинцев. Кроме того, фиксируется 25-30 % случаев патологии новорождённых, вызванных потреблением алкоголя как матерью, так и отцом. Проблема алкоголизма угрожающе молодеет. По результатам опроса школьников Всемирной организации здравоохранения, 40 % наших детей уже регулярно употребляют спиртное. Руководитель исследования Ольга Балакирева рассказала Радио Свобода: “Мы даже в 11-12 летнем возрасте имеем примерно шестую часть подростков (мальчиков, в основном), которые уже знают, что такое состояние опьянения!“ Однако этот факт обычно не разглашается.
И не надо себя успокаивать, что эта статистика “где-то там, за горизонтом” и херсонцев не касается. Касается, да еще и как. Создается впечатление, что власти делают все, чтобы научить детей “употреблять” как можно раньше.
Газета “Вгору” уже не раз писала об этом. Кое-какие изменения к лучшему, под давлением прессы, родителей и общественных организаций, все же начали происходить: хотя бы участились проверки киосков и магазинов, питейных заведений – как те соблюдают закон о запрете продажи табака и спиртного детям до 18 лет. Но что касается “пивняков” – то тут уже замешаны интересы “бизнеса”. Еще пять лет назад херсонцы объединились, чтобы обезопасить своих детей и начали требовать у чиновников освободить школы и детские садики от многочисленных подобных “точек” “под забором” (а иногда – и внутри двора), где торгуют сигаретами, слабоалкогольными и алкогольными напитками:
“Киоск на территории школы, в нем продают самогон, и пьяные валяются в нашем дворе днем и ночью. И сколько мы ни пишем писем и заявлений во все инстанции, никто ничего с этим не делает!” (“Вгору”, “Уроки под окнами”, 11.09.2008).
И директора учебных заведений, и местные средства массовой информации, и активисты общественных организаций уже несколько лет подряд требуют убрать торговцев спиртным и сигаретами от школ, ужесточить санкции в отношении тех, кто продает спиртное малолеткам, и власти на словах соглашаются, обещают, нодействуют по принципу: поговорили? пар выпустили? Вот и хорошо...
Власти под давлением горожан провели общественные слушания, и большинством херсонцев постановило – отодвинуть “точки” минимум на 100 метров от забора (а не как хотели власти и бизнес – на 100 метров от центрального входа в корпус, хоть на школьном стадионе ставь.)
“А между тем, более трети(!) школ и дошкольных учреждений Херсона находятся в плотном окружении распивочных, расстояние до которых меньше 100 метров. В ларьки с пивом и сигаретами школьники забегают и на переменках, и после занятий. Получается: ни городские власти, ни санэпидемслужба, ни милиция годами не могут положить конец этому безобразию? Или не хотят?” (“Вгору”, “Пиво и сигареты – не отходя от школы”, 21.05.2010)
Уже и законодательство запрещает размещать торговые точки со спиртным и распивочные ближе, чем в 100 метрах от территории школы или детского садика.
Но те живут и продолжаются “селиться и плодиться”. Взять хотя бы школу № 53 –“рюмочная” примыкает прямо к забору. И школьники смотрят на валяющихся под заборами пьянчуг, а на переменках слушают маты и собирают во дворе пустые бутылки.
Вот и не верят уже многие родители, что рядом со зданием, где большую часть своей жизни находится их чадо, когда-нибудь будет, наконец, приличное заведение.
Виктория Глебова, “Вгору”