Ровно три года назад, 10 августа 2010 года к обязанностям начальника Херсонского управления внутренних дел приступил генерал Валерий Литвин. Три года – много это или мало? Что удалось сделать за этот период, что было сделано не так и что сделать ещё предстоит?
Начать, пожалуй, стоит с самого конкретного результата. Все помнят искусственно подогреваемые «антимилицейские» акции оппозиции в Киеве и других городах. Что-то подобное пытались отработать и в Херсоне. И что в результате? Люди проходили мимо, стараясь даже не смотреть в сторону небольшой кучки людей, оживленно доказывающих что-то самим себе. И при этом – ни одного милиционера рядом.
Почему херсонцы не поддержали действия оппозции? Да потому что оппо начали раскачивать народ против милиции месяц назад, а генерал Литвин занялся делом прямо противоположным с первого дня руководства херсонской милицией, то есть три года назад ровно. Причем не при помощи болтовни на площади, а подводя под всё это конкретный материальный и организационный базис.
За 20 лет независимости милицией не было построено на Херсонщине столько, сколько за эти три года:
- Изолятор временного содержания при Голопристанском райотделе. Когда узнаёшь, что там трёхразовое питание из милицейской столовой, можно читать при естественном освещении, смотреть телевизор и принимать душ, то возникает некоторый диссонанс с тем, как мы привыкли представлять подобные учреждения.
- Приёмник-распределитель для детей. Кроме спален и учебных классов тут сделали все что можно только придумать для детей, успевших запутаться в жизни: от душевой и медкабинета до «зеленой» комнаты психологической разгрузки.
- Реконструкция изолятора временного содержания в Херсоне. Пожалуй, самая крупная стройка херсонской милиции. За полтора года 150 строителей капитально перестроили ИВС по самым требовательным евростандартам. Пока политики тщетно пытаются интегрировать Украину в ЕС, генерал Литвин фактически уже интегрировал туда херсонских зэков.
Литвин стал первым руководителем милиции, который не стал отбиваться от общественности, а сам пошел ей навстречу. Инициативы о новых формах взаимодействия государства и общества шли одна за одной не от общественников, а как раз от милиции.
Общественные советы при УМВД – не новость, но в дополнение к ним был создан и Совет предпринимателей, причем Херсонщина стала первой областью, где такие структуры были созданы при каждом РОВД.
В чем появилось принципиальное новаторство, так это в подходе к профилактике правонарушений. Об этой форме работы милиции говорят все и всегда. Делают – единицы. Профилактика не дает результатов, за которые можно отчитаться, поэтому занимаются ей лишь те, кто служит делу, а не лицам.
В апреле этого года впервые в истории херсонской милиции была организована масштабная выставка образцов вещественных доказательств, изъятых за несколько десятилетий. Причем подошли очень демократично: любой предмет, будь то бандитский пистолет или снайперская винтовка, можно было брать в руки сколько хочешь.
А сколько проведено встреч со школьниками, выездных мероприятий по районам – не счесть. Чтобы все описать, что было сделано за эти три года, нужно не одна статья, а хороший десяток.
Что ещё можно было бы сделать? Уже были прецеденты, когда в состав наряда милиции брали журналистов. Эту практику можно было бы расширить.
Также можно было бы подумать и о возрождении в какой-то новой форме института дружинников. В советские времена рабочие после работы выходили на патрулирование улиц с красными повязками получая взамен какие-то бонусы. Это называлось добровольная народная дружина. Думая, что цель ДНД – помощь милиции в поимке преступников, остряки тогда шутливо расшифровывали эту аббревиатуру как «дуракам нечего делать».
На самом деле, советские руководители мыслили куда глубже. Милиция тогда неплохо справлялась с преступностью сама. Цель же системы ДНД была чисто пиаровская. Рабочий, который провел несколько часов плечом к плечу с участковым, никогда потом не пойдет ни на какое восстание.
Сейчас особое время. К осени оппозиция готовит новые акции протеста. Любые насильственные действия милиции будут раздуваться «независимыми» СМИ до невиданных размеров. И тут милиции как раз могли бы помочь возрожденные народные дружины. Когда оппозиционеры столкнутся не с властью, а с представителями народа, им будет куда сложнее доводить свои тезисы про спасение Украины путем слома государственной системы.
Пожелаем генералу Литвину профессиональных успехов, а нам всем поменьше бурь и катаклизмов, ибо как говорил Конфуций, нет тяжелее участи, чем жить в эпоху перемен.
Валерий Пантелеев, Херсон News