Накануне Дня строителя (в этом году будет в воскресенье, 11 августа) мы задали несколько вопросов народному депутату Украины, а в прошлом многолетнему городскому голове Херсона, профессиональному инженеру-строителю Владимиру Сальдо.
Говорили о том, какой вклад в строительство города сделал Владимир Васильевич, о том, что дала ему лично и его коллегам эта профессия, о современной ситуации в отрасли и ее перспективах как в Херсоне, так и в Украине в целом.
- Владимир Васильевич, вы много лет отдали работе в строительстве. В создании каких знаковых для Херсона объектов вы участвовали? Что наиболее запомнилось из «строительной жизни»?
Мне есть что вспомнить. В строительстве многих объектов Херсона я лично принимал участие – в разных ипостасях, в разных должностях. Начинал я после института мастером-строителем, занимался организацией работы непосредственно на строительных объектах.
Для этого необходимо умение читать чертежи, разбираться в них, а главное — переложить эти чертежи в реалии, перевести их с инженерного языка в понятный для рабочих. Еще мастер должен организовать весь (!) рабочий процесс: и материалы заказать, и посчитать, и проконтролировать, и отчитаться и, наконец, подписать акты выполненных работ…
Есть, например, инженер-строитель, который работает в плановом отделе – понятно, что он занимается планированием. А мастер — эта первая ступень, самая сложная, но в то же время — самая интересная. Я же работал и мастером строительной площадки, и прорабом, потом — главным инженером, и уже потом — начальником крупного строительного управления.
- Какие объекты запомнились больше всего?
Первым моим объектом был большой холодильник на Херсонском мясокомбинате. Тогда комбинат одновременно и работал, и строился, то есть, развивался, и поставлял свою продукцию на весь Советский Союз.
Вместе с тем наше СМУ строило объекты, которые и сейчас работают в Херсоне. Я например строил станцию очистных сооружений Херсонского Горводоканала: аэротэки, станции биологической очистки, очистные пруды, иловые накопительные площадки. Наше СМУ занималось, в основном, строительством инфраструктурных объектов, которые обслуживают городское хозяйство.
В то время наше управление приняло участие в строительстве парка Славы (я помню всю эту эпопею), в строительстве областной библиотеки. Тогда на месте парка был частный сектор, жителей которого расселили. Не все хотели переезжать. Коммунисты ведь как в те времена организовывали все дела? Сказали «надо» — и все. Там все расчистили, людям дали квартиры… Кстати, примерно в это же время мы начали строить и аэропорт.
- Это и сейчас очень знаковый объект для города. Расскажите, как он строился?
Херсонский аэропорт раньше находился там, где сейчас 4-й Таврический микрорайон: туда садились самолеты, там была грунтовая полоса и небольшое здание. Новый аэропорт решили строить, как и положено, за чертой города, в Чернобаевке. Лично я занимался строительством здания самого аэровокзала, а потом удлинением полосы. Она сначала была длиной в километр, потом мы ее дотянули еще на полкилометра, чтобы принимать большие самолеты. Сейчас в аэропорту могут садиться даже «Боинги». Тогда же строили все объекты, связанные непосредственно с работой аэропорта: дальний приводной радиомаяк, ближний радиомаяк, объекты аэродвижения. И, кстати, справа на въезде к аэропорту есть двухэтажное здание: там была столовая, общежитие для работников. Это тоже мы строили. Сегодня мне выпала приятна миссия: возобновлять работу аэропорта.
Когда мы строили аэропорт и очистные сооружения, я пешком ходил от одного объекта к другому. Там ведь совсем недалеко, километра полтора-два. Вот я с аэропорта ходил пешком на очистные сооружения.
Потом я уехал в Монголию на 5 лет, и там тоже занимался строительством. Вернувшись – это был 1986 год – я стал главным инженером. Мы заканчивали несколько объектов на нефтезаводе — там, помню, мы строили коксовую батарею – очень высокое сооружение, и я лазил на самый верх… И не только батарею, все объекты нефтезавода вели мы.
- В чем разница между строительством времен СССР и нынешним состоянием в отрасли?
Вот для примера: в 1988 году мы строили на проспекте Ушакова диагностический центр. Это здание, кстати, сначала планировалось как Суворовский райком партии. И там же рядом строился Дом политпросвещения. Был у нас на стройке такой народный депутат Верховного Совета СССР Дашко – так он мог решить больше вопросов, чем сам секретарь горкома. Он, например, звонил первому секретарю и кричал: «у меня нет кирпича!» — и тут же везли кирпич. Я уже был главным инженером СМУ-6, а это управление строило больше объектов гражданского назначения. За Домом политпросвещения строилось общежитие для партийных работников, которые должны были учится в этом Доме. Вот у коммунистов размах был!.. Но потом грянула перестройка, партия решила быть ближе к народу, и начали перепроектировать. Райком превратился в Диагностический центр, а Дом политпросвещения — в пансионат медиков…
Строили мы и жилые дома на Таврическом – только кирпичные. Кстати, ведь тогда было все совсем наоборот, чем сейчас. Тогда не хватало материалов, но были деньги — и нас заставляли осваивать их. Пландоводился по деньгам — делай что хочешь, но чтобы деньги были освоены… И мы осваивали – то есть, строили. На Таврическом, помимо домов — несколько школ и детских садиков. По сути, весь микрорайон от ул. Блюхера до ул. Безродного — это все построено при моем участии. Там же, на Таврическом мы построили самый большой комплекс «школа-сад» в Херсоне — № 56.
Вся эта школа жизни мне очень помогла. Я, например, свободно чувствую себя с людьми, нет привычки «отмахиваться», не раздражают глупые на первый взгляд вопросы. Это все мне дало именно строительство.
- Охарактеризуйте вкратце тенденции в строительстве в современном Херсоне?
Город сам по себе – это постоянные строительство, реконструкция и ремонт. Город — это большой дом, а дом всегда требует каких либо ремонтных работ. Поэтому функция строителей: строить, содержать и ремонтировать то, что уже построено, и строить еще что-то новое. Да, сейчас не такая активная фаза в развитии городов, и у Херсона в том числе. Но это естественный процесс. Строительная отрасль сейчас во всем мире в состоянии некоего застоя, объемы строительства упали. Но это не говорит о том, что их нет вообще. Значит, закончится застой, и вновь будет подъем.
В Верховной Раде наш комитет курирует, в том числе, и строительство. У нас сосредотачиваются сейчас все проблемы строительства, которые надо решать. Так вот: чтобы сфера строительства получила второе дыхание, нужны правила, одинаковые и понятные для всех. Сейчас много правил, одни из них противоречат друг другу, а некоторых и не хватает. Поэтому и нарушений много. Вот мы сейчас и работаем над тем, чтобы правила были просты и понятны, и одни для всех, и никто их не мог перекручивать.
- Что хотите сказать строителям в канун профессионального праздника?
В связи с Днем строителя хочу поздравить не только самих строителей, но абсолютно всех жителей Херсона. Ведь День строителя — это не только день профессиональных строителей, но всех нас, ведь все мы в той или иной мере строители. Нет таких людей, кто никогда в жизни не брался за кисточку, не держал в руках молотка, не вкручивал лампочку. Это все тоже – строительство.
Площадь Свободы