Правосудие?.. Когда одна из сторон конфликта в погонах, она легко «выходит сухой из воды»? Вторая же, оставшись без зубов, с двумя сломанными ребрами и приобретя сотрясение мозга, идет под суд?…
То, что леса и природные зоны Херсонщины являются предметом интересов браконьеров, не секрет ни для кого. Ни для обычных жителей, которые регулярно наблюдают идущие по трассам, груженные лесом и дровами фуры. Ни для руководителей области, которые далеко не первый год заявляют о масштабном пагубном явлении… Ни для правоохранителей, которые пытаются с этим бороться…
Вот только крупная «рыба», стоящая за гектарами вырубленных насаждений и тысячами кубометров, вывезенной древесины, в сети правоохранителей никак не попадется. Все больше мелкая «рыбешка»… Да и тут не все так однозначно…
В январе 2017 года известный херсонский журналист рассказал об успешно проведенной сотрудниками Белозерского отдела полиции операции по задержанию банды лесных браконьеров под селом Садово Белозерского района, о практически героическом поступке одного из полицейских, едва не погибшего от рук одного из браконьеров, точнее от колес его автомобиля.
Суды и расследования по этому делу длятся до сих пор - и не только в отношении нарушителя, но и задерживающих его полицейских.
Задержание «по-новополицейски»
В редакцию «Любимого Херсона» обратился тот самый нарушитель Евгений К. и рассказал свою версию «героической операции».
В тот день, 28 января 207 года, Евгений попросил своего брата съездить с ним, чтобы забрать найденные им накануне во время рыбалки, в плавнях кем-то брошенные дрова. Помощь нужна была потому, что его старенький жигуленок заводился только с «толкача».
Зима тогда была суровая, многие сельчане ездили в плавни и лесопосадки за дровами… Я увидел брошенные дрова и решил забрать. Мы загрузили дрова в прицеп и поехали. На проселочной дороге мы увидели автомобиль ВАЗ, который остановился и преградил нам дорогу, дорога была скользкая, машина у меня плохо заводилась, поэтому я принял вправо и стал объезжать преградивший дорогу автомобиль без каких-либо опознавательных знаков. В этот момент из него выскочили трое людей в штатском, что-то кричали… Один из них бросился к моей машине, стал стучать по стеклу, потом ухватился за ветровое окошко и зеркало и пытался открыть дверь, но поскользнулся и упал. Дорога шла на подъем, было скользко, я, честно говоря, не понимал, что происходит, кто эти люди и чего они хотят. Поэтому продолжал движение, скорость была не более 10-20 км в час, - рассказывает Евгений.
Когда Евгений подъехал к дому и загонял машину с прицепом во двор, он увидел приближающийся ВАЗ. Мужчина не успел выйти из машины, как к нему подскочил один из тех троих и ударил в лицо – двух передних зубов, как не бывало.
Потом меня выволокли с автомобиля и начали избивать руками и ногами во дворе моего же дома. Выскочила жена с двумя нашими детьми 11 и 7 лет. Супруга просила, чтобы меня прекратили избивать. В ответ и она, и дети получили массу грубейших оскорблений с «пожеланием» вернуться в дом… Пока двое были меня, третий ударил моего брата. Потом заломил ему руку и уложил лицом на прицеп….
Я все таки пытался выяснять – кто они и что происходит?... Говорил, что сейчас вызовут полицию…
Оказалось, полиция уже на месте – это и были сотрудники полиции, один из которых таки показал уже изрядно избитому Евгению удостоверение. А то, что происходило – это было задержание.
Около двора окровавленного Евгения и его брата уложили лицом на землю и посредством ударов прекращали какие бы то ни было попытки развернуться и задать вопрос.
Такую картину увидели подъехавшие ко двору двое односельчан Евгения. Они тоже поинтересовались происходящим, на что им ткнули полицейское удостоверение и посоветовали «ехать, куда ехали». Однако мужчины совету не последовали. По просьбе Евгения, у которого было залито кровью лицо, болела вся грудная клетка, что затрудняло дыхание, они вызвали «скорую».
На что услышали, что «скорая» по этому адресу уже выехала, ее вызвали для полицейского, который упал, пытаясь остановить движущийся автомобиль. «Чудом выживший» после «наезда» полицейский, как оказалось, сломал руку и ушиб плечо, что, правда, не помешало ему нанести «пару-тройку» ударов задержанному… Хотя ноги то целы...
К слову, Евгению медики «скорой» в помощи отказали…
После чего на место прибыла следственно-оперативная группа во главе с начальником Белозерского отдела полиции, с согласия Евгения осмотрели находящееся во дворе транспортное средство, описали дрова. Кроме того, чуть ранее полицейские на месте якобы аварии, без присутствия Евгения и другого участника ДТП составили соответствующий протокол.
После все поехали в Белозерское отделение, Евгений с братом дали показания, Евгений прошел освидетельствование на алкоголь, которого у него не выявили. Автомобиль Евгения с прицепом остался во дворе райотдела.
Пациент по воле полицейских
Уже со следующего дня, 29 января, в жизни Евгения начался «медицинский» период – он находился в нейрохирургии Херсонской областной больницы с диагнозом сотрясение головного мозга, множественные ушибы грудной клетки.
Позже уже в Железнодорожной больнице установили, что имеется и перелом двух ребер. Хорошо еще, что задержание не сказалось на легких, ведь ранее Евгений перенес операцию по поводу спонтанного пневматорекса (разрыва) легкого. В дальнейшем последствия избиения он еще не раз лечил на стационаре, что, не откроем Америку, каждый раз выливалось «в копейку».
А был ли мальчик?...
По изложенному выше факту Белозерская полиция возбудила дела на Евгения по статье 246 (незаконная порубка деревьев) и 345 (покушение на сотрудника полиции).
Однако следствие так и не нашло соответствующих доказательств. И по прошествии года, 20 января 2018-го, Евгению К. предъявили Подозрение в совершении криминального правонарушения по статье 286 (нарушение правил безопасности дорожного движения, что стало причиной нанесения потерпевшему средней тяжести повреждений).
Дело рассматривается в Белозерском суде и решения по нему пока не вынесено…
В свою очередь, учитывая все «нюансы» своего задержания, Евгений написал заявление на незаконные действия сотрудников полиции – дело попало в прокуратуру Херсонской области. В материалах этого дела, имеющихся в распоряжении нашей редакции, кстати, есть показания нескольких человек. Они совпадают с рассказанной нам Евгением историей задержания. Однако, проведя расследование, следователь областной прокуратуры в действиях полицейских нарушения не нашел и 7 июня этого года криминальное производство закрыл.
Евгений с этим не согласился. Человек – простой рабочий, с зарплатой в среднем 4 тысячи. На содержании у него двое несовершеннолетних детей, у дочери серьезное заболевание – порок сердца. Пока она под наблюдением, но не исключено, что понадобится дорогостоящая операция. Семья живет в доме, который уже 12 лет в ипотеке, но еще платить и платить… Одним словом, считают каждую копейку. И устроенное ему полицией регулярное лечение никак не входило в расходные планы семьи. Кстати, Евгений до сих пор не может позволить себе вставить выбитые зубы…
Добавьте к этому – оплату услуг адвоката, без которого с нашей полицией «тягаться» сложно, а также затраты на доведение до ума машины, которую, опять же с помощью адвоката, только через год с лишним удалось забрать в Белозерском отделе полиции – изрядно разукомплектованную.
Словом, Евгений обратился с жалобой на незаконное закрытие уголовного дела в Херсонский городской суд на предмет отмены «оправдательного» решения областной прокуратуры.
11 октября этого года Херсонский городской суд его жалобу удовлетворил.
Так что, придется следователям прокуратуры более тщательно «покопаться» в поиске факта превышения полномочий полицейскими.
Два выбитых зуба, два сломанных ребра, сотрясение мозга, грубая брань в отношении женщины и детей, наконец! Неужели именно так должно выглядеть задержание в исполнении нашей новой полиции? Неужели все это можно «впихнуть» в рамки закона? А по итогу - задержание банды лесных браконьеров, как оказалось, состоящей из одного человека, которому в итоге инкриминируют нарушение правил безопасности дорожного движения?!
По нашей информации, дело передано другому следователю, в прокуратуре Херсонской области его обещают рассмотреть в сжатые сроки…
И главное, вернемся к тому, с чего начинали… К борьбе с лесной мафией или хотя бы с мелкими лесными браконьерами…