«Надоела полуголодная жизнь в нищете, невозможность собрать деньги на лечение, отдых, образование детей, а также постоянный страх за то, что слово критики в адрес непрофессиональных менеджеров оборачивается увольнением с работы», – заявляют рабочие городского коммунального предприятия «Херсонэлектротранс».
Прокурорская проверка завершилась и...
–Систематические задержки с выплатой зарплаты, – отмечали авторы письма в “Рабочую газету”, – вынудили нас в мае прошлого года объявить забастовку. Нам удалось добиться, чтобы прокуратура Херсона возбудила уголовное дело относительно директора “Херсонэлектротранса” Михаила Мосина. Он постоянно заявлял нам, что предприятие задерживает заработок из-за того, что не в полном объеме перечисляются субвенции. Но во время прокурорской проверки выяснилось: в период с 1 марта по 25 мая прошлого года на счета и в кассу предприятия поступило 4,5 миллиона гривен, из которых на выплату начисленной зарплаты и обязательных платежей направлено 2,9 миллиона. При этом выделялись деньги и на оплату статей, с которыми можно было повременить, – на приобретение офисной мебели, компьютерной техники, мобильных телефонов. Было сделано заключение, что 283 работникам предприятия зарплату задерживали безосновательно.
– Вот только серьезных выводов после этой проверки в отношении Михаила Мосина правоохранители так и не сделали, – подчеркивают мои собеседники. – Погасив кое-как долг по зарплате, он начал бороться с активистами. Самому жесткому преследованию подверглась семья 49-летнего Виктора Дяченко (на фото).
Когда забастовка закончилась, менеджеры предложили Дяченко уволиться по собственному желанию, пообещав, что если воспротивится, придумают статью, по которой его не возьмут ни на одно предприятие. Виктор Анатольевич не согласился. В ответ состряпали документ о появлении его на рабочем месте в нетрезвом виде. Правда, когда выяснилось, что Дяченко уже несколько лет вообще не употребляет алкоголь, липовый документ исчез. Зато появились акты о том, что он якобы дважды за месяц отсутствовал на рабочем месте 15 минут без уважительных причин. Председатель профкома предприятия Константин Шубин не стал разбираться, а сразу же после “странного” второго прогула дал письменное согласие на увольнение слесаря.
И хотя три свидетеля утверждали в Днепровском районном суде, что Виктор Анатольевич не нарушал трудовой дисциплины, добросовестно выполняя все возложенные на него обязанности, судья отказался удовлетворить его иск. И только в начале нынешнего года Дяченко все же удалось добиться справедливости: Апелляционный суд Херсонской области признал незаконным приказ об увольнении, отменил решение Днепровского суда, обязал руководство полностью удовлетворить исковые требования заявителя и восстановить рабочего в должности, выплатив ему средний заработок за время вынужденного прогула – с 26 июля 2012 года.
Почему не вышло примирения
–Только странным получилось это восстановление, – говорит Виктор Анатольевич. – Меня определи на работу в участок, занимающийся ремонтом гидравлики. Рядом со мной находится всего один напарник. Едва я направляюсь в ту часть троллейбусного депо, где трудятся остальные слесари и электрики, как сразу появляются менеджеры и заявляют, что я не должен покидать своего рабочего места. В общем, боятся, что могу обменяться с рабочими мнениями о состоянии дел на предприятии.
А обсудить есть что. Ведь осенью прошлого года на предприятии снова начались задержки с выплатой зарплаты. Менеджеры снова видят причину создавшегося положения только в том, что электротранспорт систематически не получает в полном объеме государственные субвенции, предназначенные на компенсацию перевозок льготников. Рабочие же считают, что не только субвенции играют роль. На самых прибыльных троллейбусных маршрутах “ставят подножку” (с ведома горсовета) олигархи местного разлива, занимающиеся частными перевозками. Таких проблем не имеет электротранспорт Симферополя, Винницы, Полтавы, где отказались от дублирования троллейбусных маршрутов автобусами.
Остались у рабочих “Херсонэлектротранса” и претензии к Национальной службе посредничества и примирения, которая в конце мая прошлого года зарегистрировала коллективный трудовой спор между наемными работниками и директором “Херсонэлектротранса”. Ведь задержки зарплаты продолжаются, из активных борцов за порядок на предприятии удалось восстановиться только Дяченко. А больше всего людей возмущает то, что без работы осталась жена Виктора Анатольевича Елена Леонидовна, работавшая мойщицей троллейбусов. Хотя она и не являлась активисткой, после увольнения мужа менеджеры стали запугивать ее, угрожая, что если не уволится по собственному желанию, то сильно пожалеет. И она не выдержала давления...
Елена Леонидовна до сих пор не может найти работу. А дополнительные деньги в семье очень нужны. Ее отец Леонид Антонович, работавший слесарем по ремонту аппаратуры в “Херсонгазе”, был в длительной командировке по устранению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сейчас у него серьезные проблемы со здоровьем. Он ослеп. Чернобыльского же пособия на серьезное лечение не хватает. В тяжелом положении и брат Елены Леонидовны – Валерий, воевавший в Афганистане. Последствия фронтовых ранений привели к тому, что он не может самостоятельно передвигаться, даже в туалет его приходится носить на руках, денег же на лечение, как уже догадался читатель, в семье тоже не хватает...
Формальный подход Национальной службы посредничества и примирения Украины приводит к тому, что в понятном всем трудовом споре продолжают страдать потерпевшие. А действия равнодушных менеджеров лишь усиливают страдания семьи, представители которой жертвовали здоровьем в пекле Чернобыля и не щадили себя в афганской войне.
Владимир КРЕЩУК, "Рабочая газета"