Когда у человека отобрали работу, сбережения, право на честный выбор власти и на правосудие у него остается последнее – оптимизм.
Оптимизм (optimus лат.) – означает мировосприятие проникнутое жизнерадостностью и верой в лучшее будущее. Когда социологи напрямую задают вопрос: «Надеетесь ли вы на лучшее?» то, как потомки гоноровых казаков, мы, смущаясь, робко лепечем: «Надеюсь, а что остается…». Совершенно другая картина вырисовывается, если спросить не в лоб, а с помощью психологических приемов выведывания. В моей тренинговой программе по управлению межличностными отношениями есть упражнение, где я предлагаю участникам тренинга заменить свои привычные имена, на имена образов, в которых они себя ощущают. Результат потрясает!
За последний год большинство женщин назвали себя: «Загнанная лошадь», «Бешеная белка», «Угасшая звезда», «Сломанная века» и т.п. Мужчины – «Нищий странник», «Отбойный молоток», «Разъяренный бык» и т.д. в таком же духе. На всю группу может обнаружиться одна «Цветущая роза» и один «Благородный рыцарь». Это ли не истинная картина состояния общества?
Причем прошу заметить, что на эти тренинги не ходят совсем уж бедные и несчастные люди, наоборот – это внешне обеспеченные и успешные наши сограждане. При разборе этого упражнения выясняется, что такой выбор продиктован отсутствием оптимизма по поводу своего будущего.
А действительно – откуда черпать этот самый оптимизм? Из заявлений наших вождей, что все у нас растет: и зарплата, и количество рабочих мест, и объем груди и талии? Или из «блестящей» экономической ситуации в нашем областном центре, где покупательная способность населения не просто упала, а рухнула в пропасть? Херсон – маленький город, где все знают друг друга и потому очень сложно утаить что, например, выручка одного из строительных супермаркетов за год упала в пять раз, а в другом ежедневно пачками увольняются работники, потому что план продаж не выполняется даже на половину и, как следствие, нет обещанных зарплат. А арендаторы из огромного ТРЦ в истерике требуют снижения арендной платы в разы, иначе вынуждены будут закрыть свои магазины и кафе, так как не могут заработать даже на арендную плату. Гуляющих «туристов» в ТРЦ много, а покупателей нет вовсе. Или оптимизм может внушать популярный сегодня диалог среди владельцев кафе и ресторанов:
- Ты не хочешь купить у меня ресторан?
- Нет, я хочу тебе продать свой!
Примечательно и то, что некогда элитный и неприступный клан торговок мясом на рынках города теперь обрывают с раннего утра телефоны потенциальных клиентов с мольбой: «Купи у меня хоть одну филейечку». Вы скажете: «Кризис, разруха…»? Но, как известно со слов профессора Преображенского из «Собачьего сердца» - «Разруха не в клозетах, а в головах!». И глядя на эти говорящие головы в телевизионных новостях и ток-шоу, несущие чушь для доверчивых идиотов, отчетливо понимаешь, что именно они превращают наших «Трепетных ланей» в «Загнанных лошадей» и ждать от них чего-то лучшего просто глупо. Их личная покупательная способность на высшем уровне и потому им ничего не нужно менять: ни мэра города, ни уровень занятости, ни отношение к предпринимателям…
Вопрос только в том, когда у «Бешеных белок» и «Разъяренных быков» кончится терпение, и они спросят: «Кто украл у нас последнее?»
Юрий Погребной, "Политическая Херсонщина"