Две пожилых одиноких скадовчанки на днях заставили обратиться в бегство грабителя, который вечером проник в их дом на улице Кирова. Героических старушек не испугал даже топор, которым злодей угрожал, как ему показалось, беспомощным бабулям…
В тот послерождественский вечер Мария Петровна Петриченко, 87-и лет, и её дальняя родственница Мелания Илларионовна Оспичева, двумя годами младше, решили посмотреть праздничную программу. Только уселись бабушки в кресла перед экраном старенького телевизора, как перед их взором из соседней комнаты молча появилось странное существо. На лице мужчины среднего роста, довольно плотного телосложения был накинут черный платок с узкими прорезями для глаз. В руках неожиданный “гость” держал топорик… “Шо это такое, Мария? – спросила оторопевшая Мелания Илларионовна тоже застывшую от неожиданного явления Марию Петровну. – Однако сосед Леня в гости зашёл…”
– “ Какой там Лёня! – воскликнула очнувшаяся от оцепенения Мария Петровна. – Беги, зови на помощь соседей!”
Мелания Илларионовна, опомнившись, шустро, прямо в легком халатике и домашних тапочках бросилась к входной двери. Пожилая женщина выбежала на улицу и стала стучать в ворота соседей, крича о помощи. А оставшаяся один на один с грабителем Мария Петровна приняла настоящий бой.
Она не растерялась: заскочив в соседнюю комнату, схватила оставшийся от недавно умершего мужа крепкий батожок, на который тот в последнее время опирался, передвигая больные ноги. И стала отбиваться им от злодея, угрожающе размахивающего топориком. Преступник не ожидал такой смелости и боевого напора от маленькой худенькой старушки, изо всей силы бившей его батогом по рукам. В ступор злодея привели и две собачонки – Барсик и Лизка. Чтобы хвостатые охранники не замерзли в морозную, с выпавшим снегом ночь, их в тот вечер запустила в дом хозяйка. Собаки вцепились в ноги грабителя, не давая ему опомниться… Взломщик, оторопев от напора бабушки и её четвероногих друзей, слыша призывы о помощи вылетевшей на улицу другой старушки, решил ретироваться из чужого дома. И рванул в открытую настежь за выбежавшей на улицу женщиной калитку. Так что прибежавшие на помощь соседи застали только разгоряченную Марию Петровну.
В соседней комнате, откуда вышел злодей, они увидели перевернутое вверх дном и разбросанное небогатое имущество. Грабитель, проникший в дом через отжатую топориком форточку, явно искал в ветхих вещах припрятанные на “черный день” деньги. “На фронте, во время Великой Отечественной войны не погибла. Так не хватало мне ещё в мирное время от топора умереть!”, – сокрушалась бывшая фронтовичка Мария Петровна. Ей вторила и Мелания Илларионовна: “В годы войны во время оккупации удалось выжить…
А тут, на старости лет, такое довелось пережить!”
Боевые бабушки, спустя неделю после нападения, не теряют силы духа. Жизнь закалила их “проверкой на прочность”. Мария Петровна попала на фронт за пятнадцать дней до своего семнадцатилетия. Прошла в медицинских частях, служа дезинфикатором в дивизии, всю войну. Принимала участие в Сталинградской битве, боях в Белоруссии, Литве, Латвии, дошла до Германии… Много раз была на волоске от смерти. Война закончилась для неё в ноябре 1945 года, поскольку послужить фронтовым медработником-дезинфикатором ей пришлось ещё и в Маньчжурии, в японскую войну. Возвратившись в родное село под Сталинградом, познакомилась со своим будущим мужем – фронтовым врачом, тоже прошедшим всю войну. Прожили с ним душа в душу 66 с лишним лет, нажив троих детей и двух внуков. “Ни одного грубого слова за совместную жизнь мне не сказал!”, – вздыхает Мария Петровна. Не дожив год до своего столетия, несколько месяцев назад Дмитрий Иванович умер.Но по странному стечению обстоятельств, даже после своей смерти, он пришел на помощь любимой жене. Вовремя “подставил” ей для защиты от нападавшего с топором преступника свой батожок.
Много лет назад супруги переехали в Скадовск, где и осели. Мария Петровна работала бухгалтером в городской больнице, затем кассиром в строительно-монтажном управлении, а Дмитрий Иванович – в скадовской санэпидстанции. Оба супруга-фронтовика с большим трудовым стажем. Причем, не однажды фронтовая семья Петриченко попадала в поле зрения воров. Несколько лет назад у них выкрали двадцать боевых медалей. Два года назад в своем доме они тоже столкнулись с вором, спрятавшимся под столом. Причем, обнаружил он себя при довольно курьёзных обстоятельствах. Мария Петровна случайно уронила на его торчавшую из-под стола ногу утюг…
Жесткую школу жизни прошла и “боевая подруга” Марии Петровны – Мелания Илларионовна. Пожилую женщину закалили не только пережитые в юности страшные годы войны, (“На моих глазах фашисты малолетних детей штыками закалывали!”), – но и работа асфальтоукладчиком в мирное время. Наделил жизненной стойкостью женщину и быт. (“Попробуйте-ка поживите на четырнадцатом этаже в доме, где постоянно не работает лифт и нет горячей воды!”, – предлагает она, жительница Днепропетровска.)
…Сразу же после происшествия пожилые женщины обратились за помощью в милицию. На месте нападения оперативные работники появились спустя двадцать минут. Попросили женщин ничего не трогать в перевернутой “вверх ногами” комнате, чтобы “не затоптать следы и не стереть отпечатки пальцев”. Пообещали на следующий день явиться со служебной собакой, чтобы по свежим следам найти преступника. С тех пор прошло больше недели, но милицейские работники едут к фронтовичкам до сих пор…
Татьяна Шипилова, «Вгору»