Родители платят дважды
Благодаря вмешательству родителей в Новой Каховке решили запретить принудительный сбор средств в учебных заведениях.
Созыва ревизионной комиссии и почти революционные "оргвыводы" руководства отдела образования Новокаховского горсовета вызвала жалоба матери одного из учеников местной общеобразовательной школы № 8 в управление образования и науки Херсонской ОГА. Она подняла тему непрозрачности и отсутствия доступа информации относительно расходов средств, которые собирают родители.
По словам педагогов, независимая аудиторская проверка показала, что никаких нарушений в школе № 8 допущено не было, однако замечания от родителей не прекратились. Поэтому начальник отдела образования Оксана Якубова издала приказ, которым обязал руководителей всех учебных заведений города принять меры о запрете принудительного сбора родительских средств, открытия специальных регистрационных счетов для учета операций получения благотворительных взносов в органах Государственной казначейской службы, а также ежеквартального обнародования отчетов об использовании родительских средств.
— Наши реалии таковы, что без родительской помощи школы обречены. Бюджетных средств не хватает на все — начиная от мела и заканчивая ремонтом и приобретением какой-либо техники. Дело в том, что государство финансирует образование только по защищенным статьям — зарплата, питание детей и энергоносители и небольшая доля медикаментов. Как может, помогает нам и община. Скажем, в течение последних 10 лет на ремонты крыш, канализации, систем водоснабжения и т. п было потрачено более 38 млн. гривен. Зато все, что связано с текущими ремонтами, делается усилиями самих педагогических коллективов и родителей, — комментирует Оксана Якубова.
По ее словам, пока государство не повернется лицом к образованию и не начнет финансировать его в соответствии с потребностями, а не по остаточному принципу, до тех пор без родительских благотворительных взносов не обойтись. Просто — не выжить. Тем более, что в течение последних лет все бюджетные учреждения вынуждены работать в режиме жесткой экономии.
— Что же касается обращения родителей ребенка из школы № 8, то их замечания были очень дельными, — утверждает начальник гороно. — Каждый отец должен знать, на что пошла каждая потраченная гривна, и эта информация должна быть прозрачной для всех. В данном случае эта мать сделала большой толчок к тому, чтобы это произошло, за что мы ей очень благодарны. И уже сейчас любой из родителей может ознакомиться с отчетами по использованию своих благотворительных взносов на сайтах школ города.
Аналогичный вопрос подняли родители ученика одной из школ Каховки. После обсуждения предложения на тамошних родительском собрании скинуться на приобретение современного телевизора для первого класса часть присутствующих высказала замечания: а используются какие-то другие методы привлечения средств в виде грантов, ассигнований из бюджета или же с помощью меценатов и спонсоров? Как оказалось — нет. Как констатировали впоследствии представители отдела образования Каховской горсовета, руководство данной школы «не предпринимает достаточных мер по привлечению внебюджетных средств и полагается исключительно на родительские взносы».
— Подобные проблемы и недовольства некоторых родителей возникают из-за бедность образовательной отрасли, — считает начальник отдела образования Каховской горсовета Михаил Гончар. — Мы против полного запрета благотворительных взносов от родителей, но настаиваем на том, что они должны быть полностью добровольными. Родительский вклад в школы или детсада и без того довольно значительное, ведь они финансируют их в виде своих налогов. Одновременно мы делаем все возможное, чтобы минимизировать привлечение благотворительных взносов. К примеру, в СШ № 1 удалось с помощью меценатов приобрести недешевый современный физико-математический класс, в прошлом году начали работу с замены окон во всех учебных заведениях, на что выделяется 3,5 млн. грн. с городского бюджета. Но средств не хватает. К примеру, из необходимых только на моющие средства для школ и детсадов 1,2 млн. грн. на год нам выделено только 120 тыс. грн. А это — капля в море.
Олег Батурин, Новый День