Несколько месяцев назад Общественная организация «Громадська безпека та розвиток» занялась реализацией проекта, направленного на создание прозрачной системы контроля материальных ресурсов в сфере образования Херсона.
Первым шагом стал марафон по получению первичной информации из различных источников о «поборах» в школах. Для этого в декабре прошлого года во все школы города были разосланы письма с просьбой предоставить информацию относительно сбора и расходования родительских средств. Так же мы собирали информацию от родительских комитетов и самих родителей (с гарантией анонимности).
К сожалению, не все руководители школ предоставили информацию в полном объеме. Проигнорировали запрос администрации 10 учебных заведений: школы №№: 13, 21, 35, 36, 39, 40, 43, 54, 57 и лицей журналистики, бизнеса и правоведения Херсонского городского совета. Но, благодаря информации, полученной от родителей, на данном этапе у нас уже есть определенные результаты.
Вследствие собранных данных, мы выявили ряд важных закономерностей, странных несоответствий и некоторых тенденций, о которых считаем своим долгом сообщить громаде.
Первое, что необходимо выделить, это полное отсутствие системы в понимании логики «ценообразования» на те или иные «школьные услуги».
1) Разное количество месяцев в году, за которые собирают деньги в фонд школы и фонд класса (от 9 до 12 месяцев).
2) Разная сумма оплаты за продлёнку (от 200 до 300 грн. в месяц).
3) В некоторых школах производится оплата тестов для поступления в школу и для поступления в 10-й класс.
4) Разная сумма оплаты услуг охраны (от 50 в месяц до 100 грн. в год).
5) Отличается стоимость питания.
6) Разная сумма вступительного взноса при поступлении в школу (от 300 до 1000 грн. – одноразовый взнос).
7) Различаются и суммы, которые сдаются в «фонд школы» (от 0 до 1000 грн. в год).
Иногда, сумма отличается для двух классов одной параллели в одной школе.
Пример: В одной из школ 2 параллельных 4 класса собирают в «фонд» 400 грн. и 1000 грн. соответственно. В другой школе «фонд» 2-го класса составляет 300 грн., 3-го– 1000 грн., 4-го – 600 грн., 5-го – 400 грн., 8-го – 500 грн.
8) В некоторых школах вводят дополнительные занятия по некоторым предметам (посещения и оплата которых обязательна).
9) Кроме этого существует дополнительный сбор денежных средств на проведение ремонтных работ (при наличии оплаты в «фонд школы» и «фонд класса»). Эти дополнительные суммы колеблются от 100 до 2500 грн.
Но это только вершина айсберга.
В своих официальных ответах руководители школ настаивают на том, что вся информация «связанная с финансовыми средствами» находится на сайтах учебных заведений. Их анализ позволил установить несколько интересных обстоятельств: информацию о том, куда расходуются финансовые ресурсы найти можно, но вот информация о том, какие суммы были собраны родительскими комитетами, отсутствует напрочь. Кроме того, ни один директор школы в официальном письме четко не указал суммы полученных (собранных) и потраченных средств.
И если, допустим, руководство школ могло бы сослаться на отсутствие информации об общем количестве собранных денег в связи с тем, что эта сфера находится в ведении родительских комитетов, то объемы принятой благотворительной помощи они обязаны знать, так как итоговые суммы должны учитываться в бухгалтерском учете.
И подтверждает это информация, опубликованная в газете «Гривна» от 16 декабря 2015 года о том, что согласно данным департамента образования и науки Херсонской облгосадминистрации, благотворительные взносы в учебные заведения херсонской области за 9 месяцев 2015 года составили 17 млн. 279 тыс. грн.!
Конечно же, у нас возникает вопрос – почему же директора школ заявляют, что учета денежных средств они не ведут?
В это же время власти торжественно рапортуют о проведенных ремонтах, закупленных компьютерных классах и прочих объемных вложениях, профинансированных из «закромов родины» за счет соответствующих бюджетов.
А за бюджетные ли деньги это делалось? Или, может быть, за родительские? А тем временем бюджетные уходят «кому надо» под нарисованные накладные и акты выполненных работ? Ведь нарисовать «нужные бумажки» под что-то реально сделанное несложно. Любая проверка установит, что работы фактически проведены. А бухгалтерией кто-то интересовался? А стоит.
У нас прямой вопрос к городскому управлению образования: «Вы готовы официально предоставить информацию об использовании бюджетных средств и благотворительных взносов (с указанием общего объема и статей фактических расходов) по каждой школе за период с 01.01.2015 по 01.01.2016 и опубликовать ее публично, продемонстрировав прозрачность использования денежных средств по прямому назначению? »
Конечно, говорить о полном понимании общей картины происходящего еще рано. Но мы настроены серьезно. Мы будем продолжать изучение вопроса, перепроверять информацию, собирать недостающие факты, ведь речь идет о десятках миллионах гривен только в городе Херсоне. Кроме этого, со всеми, кто будет готов к нам присоединиться, мы собираемся создать действительно прозрачную и понятную систему контроля финансовых ресурсов, с соответствующими нормативными актами, системой учета, открытого доступа к информации и пр.
На данном же этапе мы обращаемся ко всем родителям учеников наших учебных заведений с просьбой предоставить информацию о том, какие существуют взносы в фонды в ваших школах (классах), каковы общие суммы этих взносов, их назначение (цели сбора средств) и пр.
Александр Гуляев, руководитель ОО «Громадська безпека та розвиток» .