Александр Спиваковский: «Желтая» карточка, или Почему наша молодежь едет за знаниями за границу
Обнародованные недавно данные о количестве студентов из Украины, которые учатся в польских вузах, честно говоря, несколько шокировали. Ведь только на программах полного цикла в Польше учатся более 20 тысяч молодых украинцев. Причем, по статистике, это на шесть тысяч больше, чем в прошлом году, и в десять (!) раз больше, чем еще семь лет назад.
Надеюсь, не только мне, просвещенцу с почти сорокалетним стажем, эти тенденции кажутся угрожающими для отрасли и для государства в целом. Ибо мы же с вами знаем, как обычно быстро деградируют населенные пункты, в которых закрылись школы, из которых выехала молодежь. А если это происходит в масштабах страны... Лично я воспринимаю тенденцию к увеличению количества студентов из Украины за границей как предупредительную «желтую» карточку, которую украинское общество демонстрирует нашей системе образования за отсутствие перемен, за ее содержание и качество, за коррумпированность.
Когда-то одна из лучших в мире систем образования, она в принципе такой и осталась. Основательность знаний, которые дают в основном наши школы и вузы, неопровержима. Но в украинских реалиях объем знаний почему-то отнюдь не влияет на успешность того, кто ими владеет. По количеству людей с экономическим образованием Украина, наверное, давно опередила ведущие страны мира. Однако на уровне украинской экономики на благосостоянии граждан это почему-то до сих пор не сказалось. Да и количество людей с двумя-тремя дипломами среди «клиентов» центров занятости также свидетельствует: что-то с нашим образованием явно не так.
Из-за естественной консервативности система образования всегда оказывала немалое сопротивление каким бы то ни была переменам. В каком-то смысле это, возможно, неплохо. Ведь не всегда то, что предлагалось изменить, было к лучшему. Но в наше время всесторонней глобализации, когда постоянно продуцируются новые идеи, новые технологии, наконец — новые смыслы жизни, система образования должна быть значительно гибче, чтобы отвечать этим вызовам.
Даже лучший университет в наше время уже не может научить человека чему-то один раз и на всю жизнь. В XX веке, чтобы быть успешным, человек должен постоянно обновлять свои знания. А еще — уметь их применять на практике.
Законы для «галочки»
Новые условия жизни давно нуждаются в обновлении образования, его модернизации. Кое-кто возразит: дескать, за годы независимости образование у нас реформируют почти перманентно. А вот недавно даже принят закон о высшем образовании, в стадии обсуждения еще целый ряд законопроектов. То есть процесс вроде бы пошел. Да, Закон «О высшем образовании» действительно принят. Однако за год, прошедший со времени его принятия, имплементирован он лишь на 20 процентов. Потому что непросто воплотить чьи-то научные теории в реальную жизнь, особенно если ты их не поддерживаешь. Закон просто не воспринимается профессиональной средой.
В обновлении законодательства мы почему-то пошли по «собственному пути» — поставили впереди телегу и хотели ехать. Согласитесь, как-то нелогично сначала принимать специальные законы, а базовый законодательный акт — закон об образовании — оставлять неизменным. Из-за этого система выглядит словно бутылка с узким горлышком, в которую сначала запихнули Закон «О высшем образовании», а сверху теперь будут пытаться втолкнуть законопроекты о науке и научно-технической деятельности, о профтехобразовании и т. п. Как все это будет взаимодействовать в той «бутылке», если базового закона пока нет?
Эти законы вообще не для людей, а, как говорят, для «галочки». Почему они вызывают такое сопротивление? Да потому, что имеют ярко выраженный экспертный характер. Перед их разработкой не было проведено системного исследования целевых групп, ввиду чего эти документы больше кажутся фундаментальными научными диссертациями. Это сухая теория, которая не учитывает реалий жизни.
Поэтому эти законы и не воспринимаются просвещенцами — ни в столичной гимназии, ни тем более в сельской школе с «удобствами» на улице.
Впрочем, люди просто устали от перемен, которые не приносят реального улучшения...
Обучение forever
Модернизация отрасли должна была бы начаться с принятия базового законодательного акта — закона «Об образовании», в котором была бы указана стратегическая цель современного украинского образования. А именно — удовлетворение образовательных потребностей гражданина в течение всей его жизни.
Должны создать единую интегрированную образовательную среду, в которой человек выступает как главный субъект (а не объект) образовательного пространства. И сам, согласно своим способностям и вкусам, выстраивает собственную траекторию своей образовательной капитализации. А для этого студентам нужно предоставить право свободного перехода между разными уровнями образовательных программ и разными специальностями — без необходимости обязательного отчисления из университета.
Сейчас образовательное пространство абсолютно разорвано. Даже если студент хочет перейти учиться на сопредельную специальность, обязательным условием его перемещения будет отчисление. Не стоить даже говорить, сколько барьеров необходимо преодолеть, чтобы перевестись, например, с одного уровня программы на другой. В Европе это не является проблемой. Но там университеты давно стали некими интегрированными образовательными холдингами, и это позволяет человеку перемещаться как по вертикали, так и по горизонтали — в зависимости от своих потребностей.
Не диплом, а «корочка»
А наши вузы не то что на нужды человека, даже на нужды всего общества не способны отреагировать быстро. Рынок труда у нас существует сам по себе, а учебные заведения — сами по себе. И это, на мой взгляд, представляет большую опасность для украинской экономики.
А заложниками этой ситуации становятся выпускники вузов. Как носители только теоретических знаний, без опыта работы, они не затребованы на рынке труда. Знания обновляются каждые два года, а технологии — ежегодно. Украинские вузы просто не успевают корректировать свои учебные планы да и мотивации к этому у них пока нет.
Приблизить образование к запросам и нуждам экономики способна так называемая кластерная модель взаимоотношений вуза и рынка труда. Общие площадки университетов и бизнеса, созданные на базе вузов, могут стать одним из ключевых факторов улучшения образования, его «перезапуска». Ведь компании предоставляют не только технологическое оборудование и ноу-хау, но и людей, являющихся носителями этих технологий. В результате студенты, принимающие участие в реальных проектах, на момент окончания вуза получают достаточный уровень капитализации, чтобы быть затребованными на рынке труда.
Ведущие украинские вузы уже имеют опыт такого взаимодействия с крупными предприятиями и компаниями. Как показывает практика, это существенно повышает конкурентоспособность выпускников, кроме того, способствует привлечению инвестиций. Просто нужно урегулировать некоторые законодательные лакуны, чтобы дать применению кластеров «зеленый свет». Иначе украинское образование и в дальнейшем не будет поспевать за инновациями, тенденциями и рынком труда.
«Нет» феодализму в вузах
Однако новую образовательную систему невозможно построить по старой системе менеджмента и финансирования. Прежде всего необходимо сбалансировать управление высшими учебными заведениями, чтобы власть в вузах не была сконцентрирована в руках одного человека — ректора. Это порождает коррупцию. А коррупция и невосприятие нового — также одна из причин сегодняшней стагнации в нашем образовании.
Приведу лишь одну цифру: почти 20 процентов ректоров украинских вузов находятся на своих должностях по 30 лет. Это же просто феодализм! Такая система не создает альтернативы, а без альтернативы — нет развития. По моему убеждению, необходимо также установить предельный возраст пребывания на должностях руководителей, научно-педагогических и педагогических работников учебных заведений. Это значительно обновит преподавательские кадры, создаст в вузах необходимый баланс между традициями, опытом и реализацией новейших идей/
Также предлагается принять ряд законов, которые, по моему мнению, обусловят существенный толчок реформам образовательной системы. В частности, относительно внедрения новых подходов к финансированию высшего образования, действенной реализации системы ликвидации инфляции образования и плагиата как ее главного фактора. Однако главнейший фактор, сделавший нашу систему образования неэффективной, — полное отсутствие мотивации. Без изменения мотивации основных субъектов образовательного пространства систему образования изменить невозможно. Именно поэтому мотивированность участников образовательного процесса должна стать стержнем каждого из подготовленных законопроектов, ставящих себе целью модернизацию и реформирование образования.
Впереди немалый кусок работы. Но если мы сейчас это не сделаем, «желтая» карточка для образования превратится в «красную». Но уже для всей нашей страны. Если здесь не будет надлежащих условий, молодежь поедет получать образование за пределы Украины. Тем более что новейшие технологии в скором времени позволят получать гарвардское или оксфордское образование вообще online.
А вот что останется здесь? Интеллектуальная пустыня?
Базовые вещи, которые позволят «перезапустить» систему
Во-первых, к науке, профессиональному и высшему образованию нельзя подходить как к социальной сфере. Социальная сфера — это детсады и школы. А высшее образование и наука — мощная составляющая новой экономической и инновационной политики государства. Поэтому в программе правительства их нужно исключить из сферы социальной политики.
Во-вторых, во время разработки любого образовательного законопроекта независимые консалтинговые компании через тендерные процедуры должны провести опрос целевых групп общества относительно восприятия ими новшеств, предложенных в этом законе. И только после этого начинать экспертную разработку законопроекта. Закон, который не воспринимается обществом, работать никогда не будет.
В-третьих, ключевыми принципами построения новой системы образования должны стать следующие:
— процесс обучения должен быть процессом собственной капитализации человека;
— диплом, сертификат или свидетельство должно быть не самоцелью, а признанием государством соответствующих академических успехов человека;
— лицензия на осуществление профессиональной деятельности должна стать признанием работодателем соответствующих профессиональных компетентностей.
В-четвертых, определить, что реформа системы образования в Украине должна осуществляться не посредством уничтожения ее отдельных элементов, а посредством их трансформации. Реализация этого принципа обяжет и учебные заведения, и научные учреждения пересмотреть свои функции, задачи и приоритеты согласно требованиям современности и начать наконец практические действия по проведению кардинальных реформ.
Александр СПИВАКОВСКИЙ, народный депутат Украины, первый заместитель председателя
Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования.
Голос Украины