20 октября в 14:00 открывается выставка-ретроспектива произведений известного херсонского художника Лазаря Штирмера, посвященная 95-летию со дня рождения художника, который уже ушел из жизни. Его имя ассоциируется с историей создания Херсонской областной организации Союза художников Украины и культурным развитием края второй половины ХХ века.
Штирмер Лазарь Шулимович родился 9 сентября 1922 года в Херсоне, в рабочей семье. Впервые приобщился к изобразительному искусству, обучаясь в изостудии городского Дворца пионеров под руководством художника Федора Савченко-Осмоловского. В 1939г. Штирмер поступил в Херсонское художественное училище искусств, а после его реорганизации перевелся в Луганское художественное училище на отделение живописи. Осенью 1941 года был вынужден прервать учебу и эвакуироваться в Северный Казахстан. В 1946 г. Штирмер вернулся в родной город, где успешно совмещал работу художника в одном из городских кинотеатров и преподавателя изостудии. Со временем художник решил продолжить обучение в Крымском художественном училище.
Профессиональная деятельность Лазаря Штирмера охватывает период с середины 50-х до конца 90-х годов ХХ века, где отразились черты противоречивого в своем развитии искусства советской эпохи. Творческая зрелость художника пришлась на эпоху «сурового стиля» с его героизацией образов людей труда, созданием монументальных композиций высокого гражданского пафоса, сдержанной цветовой гаммой.
Герои Штирмера — ткачихи и спортсмены, люди искусства и простые рабочие, колхозники и студенты — очень разные по призванию и жизненным опытом. Художник создает ряд портретов, в которых стремится выявить наиболее характерные черты своих моделей.
Многочисленные натюрморты представляют композиции, которые построены из предметов повседневной жизни, лишенных личной эмоциональной окраски. Каждый предмет художник рисует подчеркнуто материально, значимо, объективно.
В пейзажном жанре Штирмер выбирает эпические, панорамные мотивы, которые трактует обобщенно: высокое небо, бескрайнее море, величественный лес. Много пейзажей дополнены жанровыми элементами. Сегодня полотна Лазаря Штирмера воспринимаются как художественный документ своей эпохи.