В воскресенье, 13 марта, театральная
лаборатория ЦМИ "Тотем" (totem centre theatre lab) традиционно в клубе
"Эго" представила херсонскому зрителю свой новый спектакль "Элефант". Если быть точнее – "инсценированный сторитейлинг".
О
чем может быть спектакль под названием "Элефант"? Люди с минимальным
знанием английского могут предположить, что о слоне. Так думала и я,
хотя понимала, что это было бы слишком просто. Оказалось, слон там
действительно фигурировал, причем вполне осязаемый, однако история не
только (и не совсем) о нем.
Как охарактеризовали "Элефанта" сами создатели в описании мероприятия в Фейсбуке, "это
коллаж авторского текста и документального интернет-хлама,
повествующего о судьбах простого человека на пост-советском
пространстве, все дороги которого до сих пор ведут в Мачеху городов
русских. Поэтому спектакль далёк от толерантности и политкорректности.
Фабула же спектакля следующая: жена уезжает в Москву на заработки и
оставляет мужа-зоолога делать в квартире евроремонт".
Автор рассказа, который лег в основу спектакля – известный в Херсоне и за его пределами "митець" Стас Волязловский. Именно его перу принадлежит история о зоологе Петре, филологе (или филологини?) Любе и слонихе Маше. Вторую часть, которая является компиляцией информации из интернета о том, как современные российские дизайнеры пытались придумать логотип Москвы, создал Николай Гоманюк – один из членов Театральной лаборатории. В главных ролях – народный артист Сергей Брудеров и непревзойдённая Алла Курьянинова. Режиссер - Максим Афанасьев.
В спектакле было прекрасно все:
• "сказочник" с микрофоном (рассказчик, роль которого блестяще исполнил херсонский драматург Евгений Марковский);
•
экзотическая живая музыка (балалайка, украинский народный инструмент
бугай (имитирующий трубящего слона), прекрасный вокал Николая Гоманюка и
Родиона Красновида);
• замечательная и уместная хореография (танец
грезящей о евроремонте и джакузи главной героини и финальный пляс под
балалайку главного героя в буденовке с красной звездой);
• энергичные и бодрые рассказчики "московской" линии сюжета, играющие в теннис
•
традиционная для тотемовских спектаклей коммуникация со зрителями.
Именно с этого и начинается спектакль – главный герой начинает
рассказывать сидящим в зале о слонах, и зрители даже не сразу замечают,
что действо уже началось. Позже зрителям предлагают прочувствовать всю
"дружественность" Москвы и проговорить приятное "Ммммм", что, к слову,
получилось далеко не всех, особенно тяжело было тем, кто в Москве ни
разу не был.
• Вход на спектакль был свободный, но жалеющие могли
внести свой вклад в развитие Театральной лаборатории. Те, чей вклад
превышал 20 гривен, получали на память банан с цитатой из спектакля.
Такой вот оригинальный и приятный бонус.
Так о чем же все-таки был спектакль? Могу сказать о своих впечатлениях. Для меня в первую очередь "Элефант" – это о провинции и провинциалах, мечтающих о вожделенном евроремонте "як у людей" (обязательно шоб было джакузи) и готовых ради этого питаться одним чаем без сахара и убиваться на самых унизительных работах, как главная героиня Люба, поехавшая в Москву на заработки. О мечте. Которая для учительницы Любы – евроремонт, а для ее супруга зоолога Петра – живая слониха для исследований, которую он таки купил в цирке, за деньги, присылаемые женой на ремонт, и только тогда почувствовал, что такое настоящая жизнь. Еще для меня спектакль был об абсурдности – российские дизайнеры обсуждают логотип Москвы, который якобы должен передавать всю московскую "дружественность" и "гостеприимство", хотя для тех, кто приезжает туда на заработки, "сердце России" ассоциируется наверняка совершенно с другим органом.
Зрителям спектакль понравился, некоторым даже показалось мало. В ходе обсуждения одна из зрительниц попросила повторить финальный танец главного героя и пустилась в пляс вместе с ним.
Екатерина Пономаренко, Политическая Херсонщина