Херсонских моряков арестовали на два года
Изъятые с судна Carib Palm 2,3 тонны кокаина. Кадр оперативной съемки
Как недавно сообщала «Гривна», тринадцать херсонских моряков на двух судах были задержаны таможенниками иностранных государств в декабре минувшего года.
На судах обнаружили тонны наркотиков. Во Франции арестовали экипаж Carib Palm под флагом Молдовы, в списках которого – 10 украинцев (все – из Херсона), гражданин Турции и моряк из Грузии, а недалеко от итальянского острова Пантеллерия – судно «Манзур» с десятью гражданами Украины (из них трое – херсонцы) и одним гражданином Грузии.
По информации, которую ранее сообщила представитель инициативной группы «Международное содружество моряков», конкретных сведений о том, что ждёт наших земляков, консульство Украины родственникам моряков не передало. Устойчивого канала связи нет. Такое впечатление, что наше государство не особо волнует судьба его граждан. Если у родных троих арестованных в Италии херсонцев была хоть какая-то связь с адвокатами, то семьи десятерых моряков с Carib Palm пребывали в неведении.
1 февраля «Гривне» снова удалось поговорить с представительницей «Международного содружества моряков» и выяснить, как изменилась ситуация. По её словам, консул Украины передал копию предварительного решения суда жёнам моряков с судна «Манзур». Из документа стало известно, что украинских моряков арестовали на 2 года. Причём решение вынесено ещё 5 декабря 2015 года – через два дня после ареста экипажа. Но ни адвокаты, ни консул ранее об этом не сообщали. Супругам же все эти два месяца твердили, что идёт следствие и вот-вот в ближайшее время будет информация.
«Я так понимаю, что предварительное решение суда и арест – это мера пресечения на время следствия, – комментирует представитель “Международного содружества моряков”. – То есть следствие продлится до двух лет! Из документа становится ясно, что некоторые свои обвинения суд базирует на предположениях. Так, украинцам инкриминируют обвинение в международной преступной группировке. У судьи есть предположение, что моряки могли развозить наркотики во многие страны. Их судно “Манзур” шло под флагом Панамы. Задержали экипаж в территориальных водах Италии».
«Фигурируют две страны, – поясняет собеседница, – из которой моряки выдвигались и где их задержали. Но судья строит обвинение из предположений: мол, пакеты с наркотиками были разной маркировки. Как предполагают правоохранительные органы, либо эти пакеты были приобретены у разных поставщиков, потому они неодинаковые, либо они предназначались разным покупателям. Якобы моряки шли по всем странам и раздавали эти наркотики. Это следует из полученных нами документов. Как мы понимаем, в деле несколько отягчающих статей построены на домыслах. Адвокаты говорят родственникам, что основное обвинение – в международной преступной группировке – вроде снято. Но мы должны в этом убедиться лично.
Однако консул сказал, что эта информация секретная и предоставить её он не может. Выходит, первое решение суда – не секретное, а последующее – да».
Помочь украинским гражданам взялась и Миссия моряков – это представители церквей в разных странах мира. Их офис находится в Великобритании. Обычно они помогают морякам в различных ситуациях. Но с уголовными делами не связывались. Однако в этот раз с подачи капеллана Николая, который представляет миссию в Херсоне, организация предложила помочь морякам этих двух судов. Как сообщил «Гривне» Николай, французские капелланы встречались в тюрьмах с нашими земляками. Теперь супруги моряков ждут от священников информацию.
«Наши консулы на прошлой неделе тоже должны были проведать украинцев. Но этого не произошло, – сообщила представитель “Международного содружества моряков”. – Есть информация, что кто-то из моряков, задержанных во Франции, обращался к врачу. Видимо, у кого-то возникли проблемы со здоровьем. Также известно, что среди членов экипажа, задержанного в Италии, есть моряк с одной почкой. Нас очень беспокоит, в каких условиях содержат человека: холодно ли в тюрьме, сыро ли там? Мы не знаем, есть ли у ребят тёплые вещи».
По словам представительницы организации моряков, из тюрем от наших земляков начали приходить письма. Как подтвердили их родные, собственноручно написанные.
Письмо одного из членов экипажа Carib Palm, которое лично прочла и представительница моряков, начинается словами: «Наконец-то это всё закончилось благодаря французской стороне».
«Мне кажется, что угрожали семьям наших моряков. И они были напуганы, – говорит она. – Потому в письме супруг спрашивает: в порядке ли семья? Можно предположить, что на судне были третьи лица – смотрящие. Также этот моряк просит жену приехать к нему в тюрьму на свидание. То есть он уже знает, какой срок дали команде. И это не 2, 6 или 8 месяцев заключения. Речь идёт о годах, иначе он не звал бы к себе супругу. Ведь он понимает, что это дальняя дорога и большие финансовые затраты. Он пишет, что работает в тюрьме и просит открыть счёт в банке, чтобы переводить деньги семье. Эти письма проходят проверку, потому информации о сроке заключения нет. Но видно, что от листа письма небрежно оторвана часть. Возможно, там была подробная информация о случившемся и сроке».
Алена Гребенюк, Гривна. Новый формат