Масштабы незаконной добычи живых биоресурсов и полезных ископаемых, в частности песка, в Херсонской области даже не поражают воображение — они просто шокируют. Ежедневно сотни КАМАЗов с прицепами, суда, баржи, вагоны, составы. С начала года порты Херсонщины на 10% увеличили грузооборот. Этому можно было бы порадоваться, если бы такой показатель достигался, как обычно, а не за счёт вывоза природных ресурсов. А то, что почти весь песок на территории области добывается незаконно, криминально — это аксиома. Честно и законно работать тут пока мало кому удаётся. И с этим далеко не в последнюю очередь придётся столкнуться новому губернатору, которого в Херсоне ждут со дня на день.
Итак: на территории Херсонской области действует 150 карьеров по нелегальной добыче песка. Можно спорить, не верить, но это сказала не я, а публично, в СМИ, заявил один из недавних руководителей облгосадминистрации, после чего перестал им быть. Об этом в прессе была масса публикаций.
Но, допустим, найдётся нетипичный предприниматель, который возжелает работать исключительно честно и законно. Да-а, вот уж кому искренне не позавидуешь. Но для начала давайте попытаемся оценить весь масштаб экологической, социальной, моральной и гуманитарной катастрофы от варварского уничтожения крупнейшей в Европе, уникальнейшей пустыни. Хотя бы примерно определить, какое же природное и рукотворное чудо мы ежечасно пускаем под топор и нож бульдозера. Боюсь, если вскоре к нам прилетят инопланетяне, они напишут в своём отчёте так: «Земля — богатейшая, прекраснейшая планета, разумных существ не обнаружено». Итак…
Национальный природный парк «Алешковские пески» был создан в ряде районов на территории 8 020 га 23 февраля 2010 года Указом Президента Украины Виктора Ющенко № 221/2010. Как было сказано: «…с целью сохранения, возобновления и рационального использования типичных и уникальных степных и водных природных комплексов Приднепровья, имеющих важное природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение…».
К сожалению, одновременно с созданием Национального парка не было сделано главного: имплантирования в мозги херсонских чиновников и депутатов чипов с простейшей моральной программой — «Не убий» и «Не укради». Оттого сразу же после решения о создании заповедной зоны было начато тотальное уничтожение этого уникального явления природы.
Вот крик души затерроризированных чиновниками, депутатами и бандитами, что почти одно и то же, жителей одного из сёл Цюрупинского района, опубликованный ранее в СМИ: «Сельские дороги разбивают так, что уже нет возможности возить автобусами школьников с 1 сентября. Каждый день по селу проходит до 50 большегрузных КАМАЗов с прицепами, а это по 50 тонн общего веса. Пыль жуткая, бельё повесить нельзя. И при этом «пришельцы» постоянно требуют от сельсовета выделения всё новых и новых участков. Отказывают — в ход идут угрозы. Терроризируют население какие-то непонятные «бизнесмены», все в наколках, пальцы веером. При всех нагло заявляют жителям, что, если надо, и без их участия все вопросы «порешают» в Херсоне. Потому что здесь «в теме» самые большие люди не только области, но и столицы.
После ряда резонансных публикаций радикальных протестов населения, перекрытия трасс и пикетирования ОГА прокуратура обычно объявляет запрет на добычу... на день-два. Но для добытчиков и тут нет проблем: нельзя днём — стали возить… ночью. Это ад — спать нельзя, грохот стоит такой, что стёкла дрожат. Когда заводят свой драглайн — агрегат для отгрузки песка — от грохота просто закладывает уши...».
Время от времени по этой теме возбуждаются уголовные дела. Бывают громкие пресс-конференции. Кстати, сейчас это называется «внесение в Единый реестр досудебных расследований». Но ни одно из дел ни разу не закончилось привлечением кого-либо к уголовной ответственности и конкретному сроку.
Иногда облсовет даёт кому-либо разрешения на «разведочно-научную добычу» песка. Или чаще «на устройство противопожарных водоёмов и дорог». Уже десятки лет. Где все эти водоёмы — история умалчивает. Да, на всю область два-три, может, и есть. Но, насколько мне известно, вода полностью, как положено, есть только в одном, и то в недостаточном объёме. Потому как предполагается, что она там появится волшебным образом сама, из грунтовых вод.
Кое-где дороги, может, и есть, но действующих подъездов к водоёмам нет. При отсутствии там насосов и пожарных гидрантов машина должна подъезжать прямо к воде, опускать в неё шланг. А подъехать как? Но даже эти водоёмы крайне захламлены и чаще всего непригодны к использованию. То есть, как вы сами можете убедиться, «научная добыча, устройство дорог и противопожарных водоёмов» — это чаще исключительно «для отмазки».
Помните знаменитый «ющенковский» пожар, когда Виктор Андреевич лично толкал ЗИЛ и собственным пиджаком за 5000 баксов гасил огонь в лесу под Цюрупинском? Тогда сгорело около 10 000 га рукотворного леса. Так вот, по словам работников спецслужб оказалось: ни дорог в лесу нет, ни действующих противопожарных водоёмов. Пожарные и спецмашины стояли на трассе и гоняли по воду за десятки километров, в населённые пункты. А в нелегальных карьерах, как известно, воды нет. Хотя по отчётам в области — сотни этих водоёмов и тысячи километров лесных дорог.
Кстати, тогда же оперативниками СБУ на базах лесничеств были обнаружены специальные приспособления для устройства верховых лесных пожаров. А в компьютерах — неуничтоженную по причине временного цейтнота (попросту не успели) базу данных на будущие пожары. По этому поводу была пресс-конференция. Но о результатах мы опять же ничего не слышали. Как видим, рукотворный, уникальный херсонский лес попросту жгут. И не всегда только для освобождения территорий под карьеры, но и для вывоза древесины в Турцию, на изготовление прессованной мебели.
После того, как в ещё далеко не пожароопасный период на днях сгорело 140 гектаров леса, была в центре Цюрупинска. Разговаривает группа людей: «Древесина на вывоз закончилась, вот и пожар». Сколько их ещё будет — о-о-о?!
Но вернёмся к работе фирм, добывающих песок. Так вот, в лучшем случае у одной-двух из них с подачи облсовета есть только так называемый «горный отвод». Условно говоря, это обозначение участка, где будет производиться «научно-противопожарная» добыча песка. И ничего более. Это примерно так же, как вместо правоустанавливающих документов на квартиру вам дали только ключ от нижнего замка, одного из трёх.
Но, допустим, всё же найдутся такие ненормальные, нетипичные бизнесмены, которые пожелают работать исключительно прозрачно, законно, с соблюдением всех необходимых норм и подзаконных актов. Так вот, возможно ли в нашем государстве работать именно так, исключительно «по-белому»? Давайте разберёмся.
Вот выдержки из открытого письма-обращения трудового коллектива ООО «Георесурсы»:
«Щодо корупційних дій посадових осіб та депутатів Херсонської обласної ради, державних чиновників дозвільних та контролюючих органів області»
«…Дуже складна, нетерпима, критична ситуація, можна сказати, крик душі, змусила кожного працівника нашого підприємства звернутися до суду, правоохоронних органів, громадських організацій, засобів масової інформації щодо перешкоджання діяльності нашого підприємства, погрози та шантажу з боку представників влади, безпідставних та безкінечних перевірок контролюючих органів, неможливість реалізувати своє право на працю в законний спосіб.
Наше підприємство — ТОВ «Георесурси» — з 2002 року здійснює видобуток піску на Кардашинському родовищі будівельних пісків на території Великокардашинської сільської ради Голопристанського району Херсонської області. Експлуатація Кардашинського кар’єру розпочалася понад 40 років тому, але і на сьогодні він є основним постачальником піску високої якості для підприємств будівельної індустрії Херсонської, Миколаївської, Одеської областей, АР Крим…».
Чтобы впустую не отнимать время у уважаемых читателей, достаточно сказать, что при наличии самого полного комплекта всех нужных, и даже ненужных, причём с огромным запасом разрешительных документов, согласований, карт, схем, уже несколько лет коллектив не может получить именно тот самый горный отвод и законно начать работу. Потому что незаконно, к чему их собственно и толкают, они не хотят. Потому что платить хотят исключительно в бюджет, а не давать «откаты». Но, оказывается, это сегодня никому не нужно.
В то же время СМИ, как всегда, полны ежедневных суперскандальных сюжетов о беспредельной нелегальной добыче песка на территории области. Песок вывозят с золотых пляжей Арабатской косы в районе курортной Генгорки и Счастливцевого. 50-тонные КАМАЗы с прицепами пылят по Национальному парку «Алешковские пески» в районе Саг, Поймы, Виноградового, Скадовска, Подокалиновки, Крынок, Каховки.
Только появляется подобная информация, руководство области тут же бросается на защиту чести и достоинства.
Кстати, Юрий Одарченко в самом начале своего губернаторства с придыханием говорил, что «Георесурсы» — единственный на сегодня законный и легитимный добытчик песка на Херсонщине. Работая абсолютно легально (а нелегально работать руководство предприятия, повторяю, категорически отказывается), предприятие платит в бюджет области несколько миллионов гривен в год. При этом регулярно продолжает вкладывать большие деньги в развитие и укрепление социальной сферы тех населённых пунктов, где ранее велась добыча.
Но через две недели после сказанного Юрий Витальевич почему-то вдруг резко, на 180 градусов, изменил позицию. И теперь уже облсовет, где вот уже с начала года никак не удаётся избрать председателя, при загадочном молчании Юрия Одарченко не даёт им того самого горного отвода. Мы не в курсе причин такого резкого поворота. Но, скорее всего, через несколько дней в ОГА будет уже новый председатель. Только вот очень хочется, чтобы с криминальной добычей песка на Херсонщине боролась не только общественность.
Наталья Литвинова, Новый день