Есть такое выражение “после драки кулаками не машут”. А что делать, если ценой этой самой драки стало чье-то здоровье?
В полдень 1 сентября 2009 года Владимир Бекиш объезжал на велосипеде село Лиманцы, которое находится на границе Николаевской и Херсонской областей. В этом населенном пункте проблемы с питьевой водой. Из-за этого подают ее централизованно лишь раз в неделю. А 56-летний Владимир Бекиш работал в родном селе водокатом. Именно он отвечает за то, чтобы Лиманцы были с живительной влагой в кранах. Одна из его прямых обязанностей – следить за тем, чтобы столь ценный ресурс односельчане не отправляли себе на огороды. Нужна вода? Набирайте в резервуары, но не более.
Но вернемся к событиям того сентябрьского дня. Водокат объезжал село, как вдруг его внимание привлек один из дворов. На нем его односельчанка Валентина поливала огород из шланга.
– Я стал кричать, что делать этого нельзя и что она должна немедленно прекратить поливать, – вспоминает Владимир Бекиш.
Существует несколько версий того, что же произошло дальше.
Версия от первого лица
Вот как рассказывает свою историю сам потерпевший.
– Пока мы с Валентиной перекрикивались, к дому подъехал хозяин, Виктор Грицаенко. Дело в том, что Валентина работает у него по хозяйству. Так вот, Грицаенко схватил лежавшую на земле большую ветку и стал меня бить, куда достанет. И по голове, и в живот. Потом Грицаенко позвал на помощь и свою работницу Валентину. Она схватила палку и стала бить меня по ногам, – вспоминает Бекиш. – Я каким-то чудом вырвал из рук Грицаенко ветку сливы.
После такого побоища, по словам Владимира, он, шатаясь и истекая кровью, поднял велосипед и направился домой. Уже из дома он позвонил в “скорую” и 102.
– В неотложкке сказали, что приехать за мной не смогут, но вместо себя прислали фельдшера из соседнего села. А милиция вообще ко мне не приехала, – рассказывает потерпевший.
Версия №2: протокольная
Есть и другая версия событий первого дня осени 2009 года. Она изложена в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела Снегиревского райотдела милиции.
Итак, в ней говорится, что действительно Владимир Бекиш к ним обращался. Но не по факту избиения. А из-за того, что, цитирую, “мешканець с.Лиманці, Снігурівського району Грицаєнко В. Л. обзиває його нецензурною лайкою”. А уже 14 ноября того же года они получили заявление от Бекиша о том, что Грицаенко его избил (хотя Бекиш писал подобное заявление еще 5 сентября).
В ходе проверки милиционеры выяснили вот что. Потерпевший действительно объезжал село на велосипеде. И действительно заметил, как работница Валентина поливает огород из шланга. После этого, как утверждают правоохранители, Владимир Бекиш перелез через каменный забор и принялся сматывать шланги. Но в этот момент к дому подъехал Грицаенко. Пр виде хозяина огорода, водокат принялся карабкаться по забору. Но не удержался и упал. И только с третьего раза он перелез через ограждение и вернулся на улицу. В этот момент на улицу вышла работница Валентина с палкой. У Бекиша в руках тоже оказалось подобное оружие. И взрослые люди подрались: Бекиш бил женщину по голове, а она его – по голове и ногам. За всей дракой наблюдал господин Грицаенко. Он пытался разнять людей, но лишь словесно. После этого Бекиш сел на велосипед, отъехал пару метров и упал. Но поднялся и, держась за бок, направился к себе домой.
Подписал это постановление участковый инспектор милиции Снегиревского РО УМВД старший лейтенант Денис Ларченко.
Сам виноват?
Фельдшер обработала Владимиру раны. И дала направление в больницу. На следующее утро потерпевший приехал в Херсон, в больницу Днепровского района. Там он сдал все анализы, прошел обследование. Диагноз оказался неутешительным – двусторонний разрыв селезенки. Врачи искренне удивлялись, как Владимир с такой травмой продержался почти сутки. Второго сентября 2009 года мужчину прооперировали, селезенку удалили.
На третий день после операции в палату к Владимиру Бекишу зашел Виктор Грицаенко.
– Он просил меня не давать хода делу, забрать заявление, а взамен обещал 10 тысяч гривень. Все это слышал мой сосед по палате, он это письменно подтвердил. Свидетелем этого разговора был и мой лечащий врач, – рассказывает потерпевший.
Казалось бы, травма серьезная. Почему же милиция не видит в этом всем состава преступления? Есть заключения двух судебно-медицинских экспертиз. Под первым подписался некто Лавро. На него ссылаются милиционеры. Так вот, по мнению этого эксперта, селезенка могла разорваться от падения с высоты, и даже с велосипеда. По мнению правоохранителей, господин Бекиш несколько раз падал с каменного забора, еще и на земле нашли мелкие камушки и пеньки. Выходит, потерпевший сам виноват?
Но в деле есть заключение и другой экспертизы, которую проходил Владимир Бекиш. По иронии судьбы проводили его три специалиста УМВД Николаевской области. Так вот они черным по белому написали, что “возникновение этих повреждений в результате падения на плоскость или выступающие предметы (металлические прутья, камни и т.п.) исключается”. Но правоохранители этим экспертам почему-то не верят. Не учли милиционеры и тот факт, что высота забора, с которого якобы дважды падал потерпевший, всего 1,2 м.
Точка или запятая?
Николаевские правоохранители семь раз отказывали Владимиру Бекишу в возбуждении уголовного дела. Потерпевший обращался в прокуратуру и суды. Ну не видят они состава преступления! А тут еще один сюрприз. Господин Грицаенко подал иск в суд о защите чести и достоинства. Кроме извинений со стороны Бекиша, истец требует взыскать с ответчика 1699 гривень моральной компенсации. Было это еще в 2010 году. Но до сих пор еще ни одного судебного заседания не состоялось.
Но Владимир Бекиш не собирается спускать обидчику все с рук. И намерен добиться, чтобы уголовное дело завели и расследовали, как полагается. А виновники понесли положенное наказание.
Иван Базилевич, "Вгору"