Речь идет об обвинении председателя поссовета Антоновки г. Херсона в совершении уголовного преступления по ч.2 ст. 15 ч.5 ст. 368 УК Украины. То есть, в попытке получить взятку в особо крупном размере. Карается лишением свободы от 8 до 12 лет с конфискацией имущества. Но суды не могут рассмотреть материалы уголовного производства четвертый год.
Напомним, по информации правоохранителей, Игорь Семенчев вымогал от одного из предпринимателей 80 тысяч долларов за выделение в аренду земельного участка. Деньги передавались 4 сентября 2013 года через водителя главы поссовета. Оперативники задержали посредника, но сам Игорь Семенчев исчез. Его объявили в международный розыск. Беглеца задержали через несколько месяцев, 7 февраля 2014 года, в Кишиневе (Молдова). Доставили в Херсон и поместили с санкции суда в cледственный изолятор. Однако впоследствии обвиняемый вышел на свободу под домашний арест.
А еще через несколько месяцев, 19 июня 2014 года, правоохранители передали дело о взятке на рассмотрение в Днепровский районный суд г. Херсона. Поручили его рассматривать коллегии судей в составе: Елена Рябова и Татьяна Рядча под председательством Анатолия Гордимова. Почему коллегии? Потому, что дело - особой категории, оно коррупционное и особо тяжкое. И относится к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины.
Но через полтора года, 2 декабря 2015 года, судьи Рябова и Рядча заявили самоотвод. Выяснилось, что «ответственные лица Днепровского районного суда города Херсона нарушили порядок определения судей» - цитата из решения суда о самоотводе судей Рядчей и Рябовой . Согласно данным автораспеделения дел, в слушании должны были участвовать не Рядча и Рябова, а Вадим Решетов и Валерия Дорошинская.
После этого должны были назначить новую коллегию, а материалы злополучного уголовного производства - рассматривать заново, с самого начала, «с нуля».
Однако грянула реформа. Как известно, Указом Президента Украины 19 января 2016 года наши районные суды ликвидировали. Поэтому дело Семенчева передали в новосозданный Херсонский городской суд. Произошло это 14 апреля 2016 года. Но путешествия уголовных материалов на этом не закончились.
В новом, Херсонском городском суде, не нашлось нужного количества судей, чтобы создать коллегию. На тот момент там работало только 9 судей, другие судьи, согласно официальной информации, находились в длительных ежегодных отпусках.
Судья Константин Репин заявил о самоотводе, поскольку не имел права участвовать в рассмотрении дел, подследственных Национальному антикоррупционном бюро Украины, - работал на должности судьи менее пяти лет. Судьи Дмитрий Гаврилов и Инна Хайдарова также не имели пятилетнего стажа.
Судья Наталья Стамбула заявила самоотвод, ссылаясь на то, что ее муж и коллега, Михаил Стамбула признан виновным и привлечен к административной ответственности по ст. 172-4 ч.2 КоАП (Нарушение установленных законом ограничений относительно вхождения в состав правления, других исполнительных или контрольных органов). Кроме того, ее племянник учился вместе с обвиняемым, а дочь училась вместе с родным братом обвиняемого и они поддерживали дружеские отношения.
Заявил самоотвод и Александр Зубов. Еще двое судей были избраны следственными судьями, потому тоже не могли участвовать в рассмотрении этого уголовного производства.
Спустя год (!), 4 августа 2017 года коллегия судей судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда области постановила направить материалы этого уголовного производства на рассмотрение Генического районного суда.
В Геническом районе коллегия судей «нашлась», хотя работают там, согласно данным официального сайта, всего четыре судьи. Дело Семенчева досталось Нине Венгелевской, Юлии Берлимовой и Елене Крапивиной. Первое, подготовительное судебное заседание, было назначено еще на 29 августа 2017 года.
Но процесс опять «забуксовал».
Как рассказывают активисты, которые, несмотря на расстояния, ездят в Геническ на каждое заседание по этому делу (в частности, Римма Бараненко, Анна Зарудная, Наталья Вотеичкина и другие), заседания постоянно переносятся.
Предыдущее, например, в начале января этого года не состоялось потому, что по неизвестной причине в суд не пришли представители обвинения, то есть, прокуратуры. Активисты решили выяснить, куда же и почему исчезли прокуроры. Для этого пришлось посетить Геническую местную прокуратуру. Ее руководитель Сергей Первак заявил, что подчиненный ему сотрудник не присутствовал на заседании потому, что не получили такого указания от куратора по делу - первого заместителя руководителя Бериславской местной прокуратуры Виктора Балиошенко. Кстати, Виктор Балиошенко тоже должен был присутствовать в суде и не явился. Активисты не успокоились и поехали в Берислав, где встретились и с замом, и руководителем местного органа. Виктор Балиошенко пояснил свое отсутствие в суде по делу Семенчева тем, что перепутал даты заседаний, такое у него случилось впервые за 20 лет. А его непосредственный начальник, Виталий Никитин, ничего «экстраординарного» в ситуации не увидел, сказал, что такое случается и это - нормальный процесс.
Пояснения прокуроров активисты зафиксировали на видео (автор Римма Бараненко).
И слушание, которое должно было состояться вчера, 25 января 2018 года, - тоже перенесли. В этот раз не явился обвиняемый Игорь Семенчев. Он сообщил суду, что не может прибыть, так как заболел и находится на больничном.
Возможно, Игорь Семенчев действительно болен. Но активисты в этом очень сильно сомневаются. Так как местный участковый врач Татьяна Ковтун - депутат Антоновского поссовета и, по словам местных жителей, во всем поддерживает председателя.
Ирина Ухварина, Вгору