После некоторого затишья городские стены снова покрываются телефонами и сайтами реализаторов наркотиков, что опаснее героина – курительных смесей с бытовым названием “специи”: spice, mix. Инспекция по благоустройству готовит официальное требование к полиции “отреагировать”, и просит помощи у херсонцев – указать здания, заборы и другие места, где такая реклама присутствует.
Более года “Вгору” пишет о том, что торговцы чрезвычайно опасным наркотическим веществом в Херсоне остаются безнаказанными, с октября 2014 года, – когда бойцы Правого сектора “накрыли” магазин на улице Горького. Милиция взяла объяснения у продавцов, охранников, у хозяина магазина и – отпустила.
Вскоре история повторилась, как “под копирку”. На вопросы редакции правоохранители поясняли, что в пакетах – синтетический аналог, которого нет в Перечне запрещенных к обороту наркотических и психотропных веществ. И привлечь торговца к ответственности, формально, – не за что! Мол, такое у нас законодательство. Однако мы выяснили, что и “такое законодательство” вполне позволяет наказать наркоторговцев. И в Украине уже есть, как минимум, два приговора судов, где осуждены именно продавцы аналогов наркотических веществ, тоже не внесенных в Перечень.
После наших публикаций один организатор “сети” и его реализаторы были задержаны и арестованы. Это было еще летом этого года. И с тех пор – опять тишина, только стены домов пестрят все больше. Хотя еще в октябре министр Арсений Аваков признал, что обноновцы зачастую не боролись, а “плавно вписывались в преступные схемы” . Поэтому отделы расформировали и “с нуля” создали “по самым лучшим лекалам моделей зарубежных полицейских служб” Департамент противодействия наркопреступности, который возглавил Илья Кива. На службу отбирали исключительно сотрудников, ранее в ОБНОНе не работавших, и действуют они “автономно” от местных руководителей управлений и отделов, подчиняются только своим непосредственным начальникам. Херсонщина относится к 8-му территориальному управлению Департамента – по обслуживанию Одесской, Николаевской и Херсонской областей. В канун Нового года сотрудники этой службы арестовали в Николаевской области 33-летнего крымчанина, торговавшего спайсами. Во время обыска в его съемной квартире обнаружено большое количество материала для упаковки курительной смеси, подготовленные к продаже пакетики, мини-весы, несколько баллонов с краской, которой обычно распространители пишут на стенах номера телефонов. И черновые записи, в которых подробно расписано, где спрятана очередная “порция” .
Но до наших херсонских заборов, наркоборцы, увы, так и “не добрались”. Как поясняет отдел коммуникации Главного управления Национальной полиции Украины, этот новый способ распространения крайне затрудняет процесс документирования незаконной деятельности. Ведь при этом покупатель и продавец не встречаются. Потребитель перечисляет деньги на указанный банковский счет и получает сообщение на мобильный телефон, в котором указано, где он может найти свою покупку. При этом закладка может быть в самых разных местах: в мусорных баках, за батареями в подъездах, под подоконниками первых этажей, в дырах стен общественных туалетов – и это далеко не полный перечень.
Но такая официальная позиция больше похожа на “традиционные” отговорки. Например, в Литве распространение “спайсов” остановили еще пять лет назад – всего за несколько месяцев. Они появились на литовском рынке в декабре 2008 года – почти одновременно появилось 14 магазинов, 4 из них – в столице. Большая часть их были возле школ. Пока этот наркотик был легальным, полиция, муниципальные власти и активисты блокировали работу этих магазинов. Городские власти создали специальные патрули в помощь полиции – по выявлению новых точек. К борьбе с торговлей спайсами подключились и хакеры – они взламывали сайты, где предлагали смеси, блокировали их и обнародовали списки пользователей. Уже через 2 месяца был создан временный список запрещенных веществ. Еще через четыре месяца вступил в силу закон, который полностью запрещал распространение этих смесей в любой модификации. Еще, особое внимание Литва уделяет работе таможни. Так, ежегодно пресекается более 100 случаев поставок новых психоактивных веществ, купленных через Интернет в Великобритании, Китае, Бельгии и других странах. Согласно поправкам, внесенным в литовское законодательство – за покупку спайсов в сети также предусмотрена уголовная ответственность.
Да, раскрыть подобные случаи трудно, но – не невозможно. А возможностей у правоохранителей – более чем достаточно. Даже обычные люди, не знакомые с оперативно-розыскной деятельностью, знают, что по номеру мобильного телефона легко можно установить: где, в какое конкретное время находился или находится его владелец. Потребители спайсов хоть и не встречаются с продавцом, но, тем не менее, поддерживают с ним постоянную связь. Используя современные технологии, никакого труда отследить и доказать эту связь – нет. Но наши и новые правоохранители, видимо, все еще топчутся старыми, “домобильными тропами” .
И сообщать полиции, где какая надпись есть, замазывать рекламу спайсов на стенах – это даже не полумеры, это – как лечить гангрену зеленкой. Не поможет. При этом каждый должен понять, наконец, – подсаживаются на этот наркотик сразу же, после первой пробы. Дозы нужны все чаще и больше, и прежним подросток уже никогда не станет. В лучшем случае, до конца жизни он пробудет в палате психиатрической больницы.
Очень часто даже самая современная реанимационная аппаратура, дорогостоящие капельницы, опытные врачи бессильны, потому что составы смесей и их воздействие еще глубоко не изучены; не отработаны методики; появляются все новые и новые миксы, на которые предсказать реакцию невозможно.
– На каких-то 30-20 минут тебе хорошо. Но как кончается – все, кипяток! – рассказывают курильщики спайса. – Это натянутые нервы, свинцовые суставы, это ощущение, что не работает сердце, что вытекает мозг…
Министр Аваков обещал создать новую службу “по лучшим лекалам наркоборцов”. А имеем – то что и прежде имели. То есть, по сути, – безнаказанных торговцев и эпидемию спайса.
"Вгору"