Более полукилометра днепровских набережных в Херсоне кусок за куском разрушают «пираты». Это популярное место летнего отдыха горожан захватили десятки владельцев моторных лодок и яхт, которые предоставляют платные услуги по перевозке пассажиров на даче и организации прогулок живописными плавнями. За поездку на «фазенду» берут с полсотни гривен в один конец, за прогулку - двести гривен за час. Это недешево, но клиентов все равно хватает, поэтому прокатные яхты стоят так плотно, что на отдельных участках просто перекрывают вид на речные просторы. И это еще полбеды...
Набережная для причаливания такого количества даже маломерных судов не приспособлена, поэтому владельцы моторных лодок своими силами делают на ней собственные мини-пристани из досок и металлоконструкций. А яхтсмены вообще швартуются, цепляя канаты просто за ограду. Канаты дергают его в разные стороны, от ударов волн и ветра эта ограда из труб гнется и ломается, с подпорной стенки уже летят куски цемента и гранитные глыбы. Летом просто между судами купается молодежь, ежеминутно рискуя попасть под винт. В придачу с некоторых «пиратских» судов сюда еще и мусор выбрасывают. Поэтому любимая херсонская набережная просто на глазах озадаченных обывателей превращается в некую смесь стихийного свалки с полосой препятствий. Коммунальщики возмущение земляков вполне разделяют, и ничего поделать не могут.
Недовольны все
- С 2013 года деньги на ремонт набережной не выделяют - в муниципальной копилке их нет. Собственно говоря, до сих пор вообще не определено, на чьем балансе она стоит: делали запрос Херсонского морского торгового порта, однако там ответили, что документов о ее принадлежности к ХМТП в архивах отыскать не смогли, - комментирует заместитель начальника управления инфраструктуры дорог, транспорта и связи Херсонского горсовета Павел Вербицкий. - Справедливо было бы если бы уборка и текущий ремонт объекта осуществлять за счет владельцев судов, которые его используют. И если с лодочниками как-то договориться по этому поводу еще возможно, то подавляющее большинство владельцев дорогих яхт платить отказывается: кто-то жалуется на безденежье, а кто-то пугает «крутыми» друзьями из «Самообороны» и «Правого сектора».
Осматривая многострадальную херсонскую набережную, мы с господином Вербицким таки отыскали здесь бизнесмена, который честно платит за право ее коммерческого использования. И оказалось, что и он так же недоволен тем, что здесь происходит.
- У меня две моторные лодки для перевозки дачников, которые швартуются на специально отведенном участке. За право использовать ее как причал отдаю двести гривен и еще столько же - за своевременную уборку мусора, - рассказывает частный предприниматель Алексей Камышан. - И смотрите: после выходных и урны битком набитые, и по углам кучи вонючих бытовых отходов. Прошло уже два дня, а никто их не вывез. О текущий ремонт и некое покраски я уже и не вспоминаю: что сделал, то и твое.
Вместо «марины» - забегаловки
У бывшего городского головы Херсона, а ныне народного депутата Украины Владимира Сальдо были по заброшенной ныне набережной большие планы. Он собирался отвести часть ее под «марину», то бишь под отдельную стоянку для роскошных крупнотоннажных яхт, которые ходят в круизы с верховьев Днепра в Черное море и обратно. Причальную стенку должны укрепить амортизирующими устройствами, организовать обеспечение экипажей транзитных судов питьевой водой и продовольствием, спокойную ночевку и охрану на время отдыха.
Конечно, все эти услуги должны быть небезплатними, но дополнительные финансовые поступления в то же время позволили бы поддерживать сооружения у воды в нормальном состоянии, не тратя на это бюджетные средства. И сперва инвесторов никак не могли найти, а потом в Украине наступили бурные революционные времена, и о перспективной идеи второго рождения набережной в Херсоне, похоже, все забыли. Чего здесь сейчас хватает, так это разве что многочисленных палаток-«забегаловок» со спиртным, где каждый вечер возникают пьяные потасовки. Зато уже точно можно быть уверенным: тамошний клиентуре и заброшенное место отдыха вполне подходит.
Сергей Яновский, "Голос Украины"