Откровенно говоря, разговора с этим руководителем я ждала долго. Посудите сами, личность более чем многогранная: офицер, участник боевых действий, дипломированный финансист, заядлый футболист, любитель волейбола и… первый человек в сфере городского ЖКХ. Директора департамента жилищно-коммунального хозяйства городского совета Игоря Марченко (на фото) невозможно застигнуть в дурном расположении духа, что, собственно, и утвердило окружающих во мнении о мягкости его характера и невозмутимости. На первый взгляд Игорь Олегович - один из самых лояльных чиновников горисполкома и чемпион по толерантности среди депутатов городского совета. Попалась на первое впечатление и я, однако, подобные представления мои об этом человеке скоро развеялись.
- Директор департамента ЖКХ живет в многоэтажке или в частном доме?
Я живу в квартире, пятиэтажный дом, «хрущевка».
– Наверное, в Вашем доме крыша никогда не течет.
Когда в нашем доме течет крыша, мы, все жильцы, собираем деньги и ремонтируем ее. Слава богу, у нас все отдают себе отчет в том, что любые проблемы в доме касаются каждой квартиры. Жильцы создали ОСМД и шаг за шагом своими силами приводят дом в порядок. Нам крайне необходимо формировать у себя психологию собственника. Прошли те времена, когда в нас воспитывали иждивенцев: государство даст, кто-то угостит, кто-нибудь поможет. Эта предыдущая система отжила свое и безвозвратно канула в Лету. Более того, ее нет уже третий десяток лет, а психология осталась. За бюджетные деньги не решить все городские проблемы! Пока у людей не проснется сознание собственника, пока они не уяснят, что их дом – это их имущество, за которое сами жильцы несут ответственность, к изменениям в лучшую сторону идти будем долго.
– Игорь Олегович, Вы признаете, что большинство коммунальных и жилищных проблем невозможно решить за бюджетные деньги. Отсюда и большинство нареканий от горожан на всю городскую систему ЖКХ. Сложно было согласиться на должность ее руководителя?
Более 20 лет я защищал интересы своей Родины с оружием в руках. Сняв погоны, продолжил служение людям в качестве депутата: с 2002 по 2010 годы – районного совета, с 2010 года – городского. За это время у меня вполне сформировалось видение того, насколько ущербно коммунальное хозяйство не только в нашем городе, но и во всем государстве. Однако я глубоко убежден, что и в этой ситуации можно действовать. Поэтому, полностью отдавая себе отчет в существующих реалиях, я не мог отказаться от возможности изменить положение, улучшить работу ЖКХ. Я взял на себя эту ответственность и делаю все возможное, чтобы департамент работал в интересах жителей нашего города.
– Насколько я знаю, дела были в крайне плачевном состоянии, когда Вы их приняли.
Система эта и сегодня расшатана, но основной удар по ней пришелся, конечно, на 90-е годы, когда все не просто приватизировалось, а разворовывалось и растаскивалось. Плоды тех действий мы пожинаем по сей день. Департамент ЖКХ – далеко не первое мое место работы, у меня есть управленческий опыт. В вооруженных силах я прошел путь от начальника небольшой группы людей на аэродроме до главного инженера авиации Одесского военного округа. Уйдя из армии, был замом председателя правления крупного предприятия «Херсонрыбхоз», потом руководил предприятием «Херсонтепломережи». Поэтому я четко понимаю задачи руководителя: организовать работу, согласовать действия своих сотрудников для уверенного движения вперед. Но в органах местного самоуправления я не могу в полном объеме применить проверенные мной на практике антикризисные методы, сама система мне этого не позволяет. К тому же, департамент напрямую зависим от городского финансирования. А схема бюджета государства такова, что 80% всех доходов города уходит в государственную казну, и лишь 20% остаются в городе. В европейских странах все диаметрально противоположно. Сегодня наша основная задача: удерживать работу на достигнутом уровне, пошагово развиваясь.
– Помимо этого, в Вашей команде работают еще и не самые простые сотрудники. Начальники управлений департамента – люди категоричные и с довольно жесткими характерами. Как Вам удается договариваться?
Все люди разные, все индивидуальны. Легких характеров вообще нет. Когда-то один из моих предыдущих руководителей посоветовал: «Не заставляй людей быть такими, как ты хочешь. Используй их особенности на благо общего дела». К тому же, есть замечательная японская мудрость: если сложить дом из одинаковых кирпичей, то он прослужит десятилетия. А если запастись терпением и выстроить его из разных камней, скрупулезно подбирая их друг к другу, - такой дом простоит века. Бывают, конечно, между нами противоречия, но это тоже способствует поиску единственно правильного решения. В сфере ЖКХ не приживутся люди безвольные, безынициативные, неспособные слышать и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Я уважаю своих коллег, а это – главное.
– То есть армейская дисциплина в департаменте ЖКХ не прижилась?
(улыбается) Не могу назвать себя ни откровенно лояльным, ни однозначно жестким руководителем. Мое поведение и реакция меняются в зависимости от ситуации. Я не склонен «ломать» людей, но признаю только четкие аргументы. Более того, способен признать, если ошибался. Всегда обосновываю начальникам своих управлений, почему поступаю так, а не иначе. Выслушиваю их точку зрения, но, как руководитель, оставляю за собой право принимать окончательное решение.
– А есть у собеседника шанс все-таки вывести Вас из себя?
Бываю вспыльчив. Но, снова-таки, у меня за спиной армейский опыт, научивший держать эмоции в узде. Кроме того, никого не красят истерические припадки, особенно это касается мужчин. Хотя, порой могу повысить голос – до некоторых иногда так доходит лучше. А швыряние блокнотов и всплески агрессии – это всего лишь демонстрация слабости.
– А ведь временами хочется так сделать?
Хочется сделать даже больше (смеется).
– Если мне не изменяет память, на профильной депутатской комиссии Вас уже несколько раз рекомендовали к увольнению?
За мое увольнение комиссия проголосовала лишь единожды. Причем это случилось в тот раз, когда меня не было на заседании. Кадровые вопросы – не в компетенции профильной комиссии. В ее функции входит оценка состояния отрасли. Заседания всегда проходят бурно, но я отношусь к этому спокойно, так как у меня нет личных корыстных интересов в сфере ЖКХ. Все, что я делаю, направлено на развитие жилищно-коммунального хозяйства. Я не единожды приглашал антагонистически настроенных депутатов обсудить рабочие вопросы, но в основном в ответ звучит отказ – им общаться вне заседаний комиссии не интересно.
– Много шума наделало решение исполкома о вводе экологического налога на захоронение твердых бытовых отходов. Кто инициировал это нововведение?
Инициатором повышения тарифов на захоронение твердых бытовых отходов (ТБО) на полигоне был отнюдь не департамент ЖКХ, и не городской голова тем более. Налоговая инспекция с прошлого года начала поднимать вопрос об уплате экологического налога. Но предприятие «РИМЗ», эксплуатирующее полигон, не могло его платить, потому что изначально эта статья не была учтена в тарифе на вывоз мусора. Далее следовала длинная череда писем, требований и переговоров, в результате которых природоохранная прокуратура настояла отменить разрешение департаменту ЖКХ на размещение отходов на полигоне. Под угрозой оказалось использование полигона в 2013-2014 годах. Мы не смогли дальше сопротивляться, потому как контролирующие органы разных уровней настаивали на немедленных действиях с нашей стороны. Так на заседании исполнительного комитета появилось вынужденное решение о введении эконолога в тариф на захоронение ТБО.
– Повышению тарифов на захоронение мусора быть или не быть?
Повышение не касается жителей города напрямую, сегодня это – проблема для перевозчиков. Мы со своей стороны не меняем тарифы на жилищные услуги, более того, перевозчики не в праве выставить нашим ЖЭКам повышенную стоимость. Но ОСМД оказались в иной ситуации. Для перевозчиков общества совладельцев – коммерческие организации, с которыми заключается договор на вывоз мусора. И там нет утвержденного тарифа, все зависит от соглашения сторон. Среди перевозчиков создана конкурентная среда, поэтому у глав ОСМД есть возможность выбирать для себя более выгодные условия.
– Несмотря на все трудности и препятствия, чего удалось добиться за последнее время?
Мы, наконец, сдвинули с мертвой точки проблему приема жилых домов и общежитий в коммунальную собственность. Это - волевое решение действующей городской власти. Нужно было дать людям возможность приватизировать свои квартиры и комнаты в общежитиях, а сделать это можно исключительно в домах, состоящих на балансе у города. Работа проделана колоссальная. Как результат, ежедневно мне на подпись ложатся 20-30 договоров найма, позволяющих горожанам приватизировать жилье. К сожалению, не все понимают, что прием в коммунальную собственность жилых домов и общежитий в теперешнем их состоянии продиктован не прихотью городской власти, а исключительно желанием дать людям возможность реализовать свое право на приватизацию.
Однако, видимо, этого показалось жильцам мало. Теперь люди идут на личные приемы к руководству города, директору департамента, начальнику управления жилищного хозяйства с требованиями немедленно отремонтировать их дома. Приходится объяснять, что предыдущие владельцы не выполнили требований закона, отказавшись делать капитальные ремонты принадлежавших им строений, а город сегодня не в состоянии удовлетворить это требование. Негодование горожан понятно, но хотелось бы, чтобы люди начали жить сегодняшним днем, реалиями. А нынешнее положение дел таково, что денег на капитальные ремонты принятых домов и общежитий катастрофически не хватает. Со временем найдем пути решения и этой проблемы, но, как говорится, не все сразу.
- Это, действительно, «невидимая» работа…
Хотя, главным критерием нашей деятельности я считаю стабильную работу отрасли. Многие лишь наслышаны о проблемах с финансированием, задержками из госказначейства, заминками в выплатах подрядным организациям и т.д., а мы сталкиваемся с этими трудностями ежедневно. Но, несмотря на сложности, в городе бесперебойно проводится санитарная очистка, не останавливаются работы по благоустройству улиц, парков и скверов. Невзирая на низкие тарифы, не покрывающие расходы предприятий, херсонцы обеспечены водой в любое время года и теплом в холодные месяцы. Но ни я, ни мои коллеги не ждем благодарности и не кричим о каждом преодоленном препятствии, потому что мы сами выбрали эту работу. Я глубоко признателен всем работникам сферы ЖКХ за ответственность, с которой они подходят к делу, не пасуя перед преградами, без выходных и праздников работают в интересах горожан. Спасибо людям, которые ценят наш труд. Отдельная благодарность жалобщикам и критикам, ставящим перед нами все новые и новые задачи. В конце концов, если сферу жилищно-коммунального хозяйства вдруг перестанут ругать, самое время будет задуматься о том, что мы, видимо, стоим на месте.
Записала Галина Ляшевская