Новая Каховка — неприметный индустриальный городок: Каховская ГЭС, всюду высоковольтные линии передач, провода и треск над головой. Но в двух километрах от него, в поселке Плодовом, некогда размещался филиал ялтинского Никитского ботанического сада со своими экзотическими экспериментами. Крым, как говорится, ушел, а экзоты остались и отлично чувствуют себя под Новой Каховкой. Это маленькое чудо: пыльная безлюдная трасса, промзона с автомойками, продажа матрацев и стройматериалов, и вдруг — зеленые джунгли!
"Здесь у нас мини-дендропарк, — объясняет замдиректора Виктор Соколенко. — Воздух, чувствуете, какой?"
Свежесть, разнотравье, специфический аромат цветущего белого вьюнка, тысяча незнакомых ноток из глубины сада. А где-то там, за оградой, — триста деревьев украинской хурмы, ради которой мы здесь.
Короткая справка
Азимина — малораспространенное в Европе растение родом из Северной Америки. Она же — банановое дерево, северный банан и пау-пау. Химсостав плодов очень схож с бананами, хотя с виду общего мало. Американцы их консервируют, добавляют в мороженое, пироги и торты. Растение лекарственное: отвар листьев — мочегонный, экстракт имеет противоопухолевое и антимикробное действие.
Зизифус — он же китайский финик или унаби, дерево из семейства крушиновых. Плоды размером и формой от оливок до крупных слив (известно всего около 400 сортов), очень сладкие и питательные, в полностью зрелом состоянии действительно напоминают финики. Растет в Юго-Восточной Азии, Средиземноморье, Австралии, Японии, на Кавказе и с недавних пор — на Херсонщине. Засухоустойчивое растение (ни разу не подмерзало) и очень полезное. Идет хоть на десерт, хоть на "оливки".
Зизифус. Пол-литровая баночка в Херсоне стоит 15 грн
Экзотический хутор: хурма, зизифус и азимины
Опытное хозяйство "Новокаховское" Института риса НААН — как добрый колхоз: 760 га земли, посевы пшеницы, несколько сельскохозяйственных машин во дворе отсвечивают чищеными плугами и боронами. Все угодье, что называется, со следами былой красоты. Административное здание — как будто дореволюционной постройки, в нем раньше был сельский клуб, а теперь — зияющая пустота. Склады, хозпостройки, бывшая теплица с еще деревянным, видавшим виды остовом.
"Раньше хозяйство выращивало здесь рассаду для своих полей. А мы — саженцы декоративных кустарников на продажу: гибискусы, спирею, дейцию, бересклеты, можжевельники", — перечисляет Ольга Грабовецкая, завсектором мобилизации и сохранения растительных ресурсов института.
Хурму и прочие ботанические ценности бережет высокий бетонный забор: здесь и рабочих-то минимум, не до содержания армии штатных охранников, рассказывает Сегодня.
Передел. Еще недавно хозяйство принадлежало Никитскому ботсаду
РАЙ ЗЕМНОЙ. Если бы на участке были удобные дорожки, затеряться в зелени можно на полдня. Роскошные кусты с багрово-спелым кизилом, нежные актинидии, клумба с роскошными юкками и лавандой. Хозяева то и дело сыплют мудреными названиями чужеземных растений, которые тут цветут и пахнут, развиваются и дают плоды, и угощают, чем богаты — всем, что к середине октября созрело. Хурма — на любой вкус: мелкая, крупная, чуть желтая, с красным оттенком, в форме мандарина, похожая на инжир… Некоторые деревья облеплены мелкими плодами, как облепиха ягодами — здесь дают урожай даже те растения, которым отведена роль "мужчин"-опылителей.
"Без них хурма не будет плодоносить, на каждые 8—10 "женских" деревьев обязательно высаживают по опылителю", — делится профессиональными секретами ученый-биолог Грабовецкая.
Несколько рядов зизифуса во всевозможных вариациях: один размером с оливку, другой — со сливу, третий в форме грушек, а любимец ученых — в виде невиданных доселе грибочков (всего 15 сортов).
"Из мелких маринуют "оливки", крупные заготавливаются как финики на десерт. Очень полезные: после Чернобыльской катастрофы детям в крымских санаториях давали пюре из зизифуса, он выводит радионуклиды, — рассказывает Ольга Анатольевна. — Хорош и для ЖКТ, и для восстановления после инсульта".
Предмет особой гордости — около 50 образцов азимины. Ольга, куратор коллекций хурмы, азимины и зизифусов, со знанием дела шарит под опавшими листьями невзрачного деревца и извлекает оттуда похожие на зеленые грушки плоды.
"Это смесь вкусов банана, манго и авокадо", — презентует "товар" она.
- Работа. Добиваются от гибридов крупных плодов и морозостойкости
ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА. К каждому питомцу прицеплена бирка с номерком. Но и без этого научные сотрудники помнят каждую веточку на любом деревце, историю их обрезок, урожаев, подмерзаний, могут часами рассказывать об особенностях каждого экземпляра, как о воспитанниках в детсаду. Этой бы высокой квалификации — да размах пошире! Но после внезапного обрыва крымских связей хозяйство никак не придет в себя. Брать черенки из ботсада не представляется возможным: бывшие коллеги, такое впечатление, общаться с новокаховцами попросту боятся.
"Практически все международные связи утеряны, два года как работаем (после смены руководства), но полностью еще не восстановились, — рассказывает Виктор Соколенко. — Финансирование от академии очень ограничено, хозяйство давно перевели на хозрасчет, крутимся. Хотим и вовсе выйти на самоокупаемость".
- ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ. Цель ученых — вывести как можно более морозостойкие сорта (несмотря на глобальное потепление, аномально низкие температуры зимой для Херсонщины теперь норма), и крупноплодные (пока самые солидные плоды на деревьях хозяйства — размером со среднее яблоко). В ближайшее время здесь надеются зарегистрировать новые сорта хурмы, над которым ученые трудились несколько прошлых лет. "На такую работу уходит минимум 5—7 лет, — объясняет Ольга Грабовецкая. — Нужно дождаться плодов и сделать выводы, насколько морозостойкими выросли новые экземпляры растений". В хозяйстве уже торгуют саженцами собственных сортов "Гора Говерла", "Гора Роджерс" и "Гора Роман-Кош" (третье поколение гибридной хурмы). Двум новым "членам семейства" имен пока не придумали: их еще следует изучить, описать и оформить. А дальше — на продажу.
Селекция. Ученые уже зарегистрировали три сорта и готовят еще
Будни селекционеров: морозы и шарлатаны
Хозяйство основали 60 лет назад, в эпоху больших сельскохозяйственных экспериментов партии. Оно мирно занималось растениеводством, обрабатывало поля. С 90-х стало подчиняться Никитскому ботаническому саду, и тогдашний директор наладил с Ялтой полноценное сотрудничество. Под Новую Каховку завезли десятки новых для края видов растений, южных и восточных "пришельцев".
"Первыми высадили виргинскую хурму, самую морозостойкую. Теперь в основном с нее берем посевной материал, — рассказывает куратор коллекции хурмы Ольга. — Потом — "россиянка", "никитская бордовая". До 2007 года в коллекции хурмы восточной уже был 51 сорт".
Но зимой хурмоводов ожидали неприятности: резкое понижение температуры до 27 градусов мороза уничтожило нежную часть насаждений. Выжили только самые устойчивые, из них восточных — всего 6—7 сортов.
"Мы сделали выводы. И теперь людям рекомендуем только те гибридные сорта, что гарантированно выживут при 23—25-градусном морозе, — говорит кандидат биологических наук Грабовецкая. — А "россиянка", например, и 27 переживает нормально: на следующий год после зимы 2007-го даже урожай давала, хотя погибли персики, абрикосы, практически не было слив, и виноград очень пострадал".
УСЛОВИЯ ДЛЯ ЮЖАНКИ. По словам Ольги Грабовецкой, считается, что если в климатической зоне растут персики и виноград, то возможно и выращивание хурмы. Конечно, она не любит обледенения и может подмерзнуть, но ведь и яблони подмерзают, не говоря уж о косточковых. Хурма полюбила Херсонщину за обилие солнечного света, а вот дождей ей здесь маловато. Раз в дней 10 ей организовывают искусственный капельный полив, делают мульчирование приствольного круга растительными остатками для удержания влаги. Ранней весной — обрезка, осенью, до первых заморозков, самое приятное — сбор урожая.
"Каждое дерево может давать до 150 кг! — Прикидывает замдиректора хозяйства. – Но мы плодами пока не торгуем: все идет на научно-исследовательские цели".
Севернее Запорожской — Днепровской областей теплолюбивая хурма уже не растет. Если очень хочется, под Киевом или на востоке можно пробовать виргинские сорта: выдерживают –35. Королек или шарон — точно не наш вариант, хотя интернет-объявлений о продаже разных саженцев хурмы пруд пруди.
"Как-то встречала даже "питомник" в Винницкой области. Продавали саженцы по дешевке (90 грн — при том, что госпредприятие "Новокаховское" дешевле 200 грн за штуку продавать не может). А потом у людей вырастали клены и яблони, — вспоминает Ольга Анатольевна. — Немало жуликов и на рынках: продают сеянцы под видом черенкованных".
Пара советов тем, кто мечтает о домашней хурме: не ищите черенкованные саженцы, их не бывает. Хурма не черенкуется, ее можно только почковать в определенных лабораторных условиях, подращивать сеянцы и проводить окулировку (прививка почкой), а это далеко не каждому удается. Зато любая домохозяйка может прорастить деревцо из косточки покупного плода. Но 70% сеянцев — мужские экземпляры, почти не дающие плодов: получите декоративное растение, красиво цветущее весной.
Новый сорт. Уже подрос, изучен, и ждет имени и оформления
Шарон — это хурма?
Когда продавцы на рынке убеждают, что их товар — не хурма, а шарон, они или не в курсе дела, или не умеют объяснить, что за фрукт продают. "Шарон — это не отдельная каста, — объясняет Ольга Грабовецкая, — это подвид хурмы с аналогичными вкусовыми свойствами и химсоставом. Хотя отличие, понятно, есть: шарон — это гибрид восточной японской хурмы и яблока. Это такая коммерческая хурма — без терпко-вяжущего вкуса и косточек, которую не нужно спешить продать, пока не помялась: ее держат на дереве до полуспелости, затем пакуют по коробкам, и пока шарон приедет в Киев или Винницу, он уже приобретает товарный цвет и вкус. А шарон был выведен в Израиле, потому назван в честь Саронской долины на западе страны".
Этот "грибок" — будущий финик!
Коллега по хурме из закарпатья
В окрестностях Ужгорода, где, как известно, хорошо живется многим южным экзотам, тоже есть большой питомник хурмы. Его основал закарпатский селекционер-любитель Михаил Зелди. Преданный восточному фрукту садовод посвятил исследованиям сортов хурмы в Украине около 25 лет! Сортоиспытатель тоже пытается вывести морозоустойчивые гибриды, которые смогут плодоносить хоть в Сумах, хоть в Чернигове, и сегодня исследует около 50 собственноручно привитых саженцев.
Почти парк. Каждый кустик поливается капельным методом
Правда, климат предгорья все же довольно мягок, и закалить новые сорта природным 30-градусным морозом вряд ли выйдет. Но точно известно, что деревья хурмы уже украшают площадь Лаборца и улицу Гойды в Ужгороде, чувствуют себя комфортно и пропадать не намерены.