Под Новой Каховкой на грани гибели крупнейшая в Украине коллекция хурмы. Зрелище печальное. И во многом символическое. Центральную аллею, ведущую в контору ГП «Опытное хозяйство« Новокаховское », украшают четыре высоченные свечи засохших тополей. И это не где-нибудь в завалящего фермера, а в вотчине самого Никитского ботанического сада УААН!
Директору этого государственного предприятия Владимиру Свиденку не до тополиного сухостоя: здесь бы как-то выжить ...
- Ситуация очень сложная, - не скрывает Владимир Антонович. - Юг пережил стихийное бедствие - заморозки и засухи. И техническая база хозяйства такова, что мы эффективные поливы на всех землях (их 458 гектаров) сделать не можем. И поливочных машин из десятка в советские времена осталось всего три. У нас 78 гектаров сои поливается. И на один полив нужно около 35 тысяч гривен. А в такой сезон, как сейчас, полить нужно быть все 12 раз! Так что беда!
Неподалеку конторы еще одна красноречивая «деталь» - настоящий кладбище зерновых комбайнов, которые уже никогда не выйдут на жатву. А если бы и вышли, то что собирать?
- Из 300 гектаров посевов озимой пшеницы к уборке «дожило» около пятидесяти, - говорит Владимир Свиденко. - И те ... С гектара собрали лишь по 8 центнеров зерна. Продавать нечего - все оставили на семена. На пересев озимых потратили более 120 тысяч гривен. В прошлом году при урожайности озимой пшеницы 42 центнера жили, а сейчас ... На всем стараемся зарабатывать деньги. Стараемся!
Для экономии электроэнергии в страшную нынешнюю жару кондиционеры на окнах «Новокаховский» не включались - «охлаждались» ... сквозняками.
Учитывая, что земли хозяйства для выращивания зерновых малопригодны (пограничья нижнеднепровских песков), бывший директор «Новокаховский», кандидат биологических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Украины Василий Деревянко конце 90-х годов прошлого века решил взять курс на культуры, которые поставили предприятие на прочный экономический фундамент.
Василий Николаевич сердцем и душой ученого почувствовал, что это должны быть за культуры. И, засучив рукава, начал свое подвижничество, в плоды которого мало кто верил. И если бы не то селекционное «чудачество» Деревянко, то «Новокаховское» могло бы уже сейчас собираться в последний путь.
- За саженцы хурмы прошлого года наторговали 492 тысячи гривен! - Листает отчетную документацию Владимир Свиденко.
«Пища богов», финиковая слива, «божий огонь» ... Этих названий хурма удостоена за плоды, которые имеют уникальную потребительскую ценность, а сами деревья не требуют никакого химического или и биологической защиты.
Селекционер «божьего огня» Деревянко, начав дело государственной важности, окрылил ее, заинтересовал ею сотни садоводов-любителей Украины.
Позже, сдав свое директорствования младшему Владимиру Свиденку, продолжал заниматься делом:
- Своей жизни!
А, кроме хурмы, это не менее экзотические зизифус, азимина, кизил, инжир, гранат, декоративные лекарственные эфиромасличные растения. И, казалось, стараниями Василия Николаевича и его многочисленных единомышленников в разных уголках Украины эти культуры тоже пропишутся на «постоянное место жительства» на нашей всеплодющий (за Иваном Франко) земли.
И вдруг - коллективное письмо от садоводов-любителей из Николаева, Запорожья, Феодосии, Закарпатья, Одессы, Ровенской области в редакции ведущих СМИ страны: «До нас дошло тревожное сообщение из Плодового: в ГП ОХ «Новокаховское», которое входит в состав Никитского ботанического сада, по распоряжению его директора Владимира Свиденка, разкорчеван участок испытания гибридного потомства хурмы площадью 1,15 га, при общей площади около 2 га. Сделано это было без ведома Василия Деревянко - единственного там научного сотрудника, который занимается селекцией хурмы».
И далее: «Директор хозяйства Владимир Свиденко сказал нам, что корчевали только сухие деревья (!). По словам Василия Деревянко, Людмила Свиденко, руководитель по науке в хозяйстве и жена директора, без ведома которого просто не могли начать корчевание хурмы, сообщила ему, что корчевание осуществлялось по распоряжению Сада, однако отказалась сказать от кого шло то распоряжение».
Владимир Свиденко факта выкорчевывания отрицать не стал и начал несколько издалека:
- Раньше для реализации у нас было 800 саженцев, затем полторы тысячи, и у нас их забирали. А в прошлом году количество саженцев хурмы достигла 6 тысяч. Из этого количества осенью продали всего 2 тысячи 862 саженцы и еще около тысячи весной. И я, и Деревянко когда-то думали, что продажа хурмы пойдет по нарастающей. И ошиблись!
- Хурма не пошла?
- Как сказать ... Возможно, требуется дополнительная реклама этой культуре. Сейчас разрабатываем свой сайт. Что же касается самого раскорчевывания, то скажу следующее. Лет шесть назад была заложена участок площадью около гектара (насколько я понимаю) сеянцами хурмы. На ней достойны внимания были только несколько растений. На это обратили внимание представители Никитского ботанического сада, поэтому ученый совет и предложил «оптимизировать участок». И тогда Василий Николаевич мы предложили эти несколько экземпляров хурмы пересадить в другое место. Три года мы говорили с ним об этом, а он свое: «Нет» А нам нужно выполнять решения ученого совета. В этом и вся причина!
У известного украинского селекционера хурмы Василия Деревянко свой взгляд на ситуацию, которую он называет спровоцированной завистниками и недоброжелателями как в самом Никитском ботаническом саду, так и в ДГ «Новокаховское».
- Еще осенью прошлого года мне сказали о том, что сверху дана команда: убрать хурму! «А куда?» - «Куда хотите!», - Сказала Людмила Свиденко, завлабораторией и мой непосредственный начальник. Пришла весна, опять то же самое: убирайте хурму. Неужели начальнице неизвестно, что хурма - это культура, которая тяжело переносит пересадку. И я попросил подождать до осени, поливать уцелевшие после зимы деревья, получить нормальные приросты. Из того, что составляет ценность, заготовить черенки, привить, а потом выкорчевать.
- Я считаю, что это конфликт, в который впутали прежде заместителя директора Никитского ботанического сада завотделом степного растениеводства Юрия Владимировича Плугатаря. По плану на участке испытания гибридного потомства, которую разкорчевали, растения должны находиться пять лет. Посадили мы его в 2007-2008 годах. Таким образом, в этом году можно было сделать выводы и лишь отдельные экземпляры деревьев оставлены на следующий год. Нет, разошлись так, что вместо двух гектаров для хурмы, запланированных ученым советом, оставили 1,8 гектара.
А что вместо хурмы на землях, от нее освобожденных?
- На разкорчеванной площади даже ничего не посажено! - Возмущается Василий Николаевич. - Я этого не понимаю и считаю это одно из глупых и непродуманных решений. Хочу заметить председатель ученого совета Никитского ботанического сада - Национального научного центра Валерий Никитович Ежов здесь ни при чем.
Словно оправдываясь за сделанное, директор «Новокаховское» Владимир Свиденко повторяет:
- Противником хурмы я быть не могу хотя бы потому, что она нам приносит деньги. И если ничего не случится, то в этом году мы готовы реализовать около 2,5 тысячи ее саженцев и около трех - зизифуса.
Обидно, что чья-то зависть к поискам Василия Деревянко и полученных им результатов - не в пользу Украины, а ей во вред. Во вред ей и те густые сорняки, которые осадили опытные участки «Новокаховского» и готовятся, кажется, к штурму конторы обнищавшего предприятия, которое могло бы процветать.
Василий Поддубняк, «Новый день».