Херсонский морпорт рассчитывает получить от международных доноров $150 тыс. на предварительное ТЭО по проекту концессии. Провести конкурс по привлечению инвестора планируется в конце этого года или в начале следующего.
И.о. директора предприятия Андрей Соколов настаивает, что речь нужно вести именно о концессии, а не об аренде. На пресс-конференции 7 июня он рассказал:
«Чтобы конкурс состоялся, нужно, чтобы были желающие инвесторы, которые в этом конкурсе будут участвовать. Не хочется делать конкурс на что-то, что будет интересно только 1,5 компаниям.
Плюс в связи с рекой в Херсон могут заходить международные компании – те, которые действительно инвестируют или в свою цепочку поставок, или как портовые операторы.
На выбор влияют 3 фактора. Первый – размер, потому что наш порт не совсем маленький, но и не самый крупный (тренироваться на самых крупных не совсем разумно).
Второе – перспективы привлечения инвестора (есть потенциальные инвесторы, которые желали бы поучаствовать в конкурсе на концессию – есть такой интерес и в Октябрьском, и в Херсонском регионе, т.к. это единственный государственный актив, куда можно вкладывать деньги и как-то двигаться).
Третье – это определенная готовность и отсутствие взаимоотношений с уже существующими операторами. В Херсонском порту нет арендаторов, никто не арендует склад или еще что-то, что существенно осложняет процедуру. Нет частных коридоров в нашей юридической зоне ответственности.
Аренда в том виде, в каком она была ранее, носит характер скрытой приватизации. Причем довольно дешевой в плане денег, которые государство получает. Не может 1 кв.м складской площади в порту стоить 13 грн. в месяц. Разница между деньгами, которые частный оператор может зарабатывать, имея этот 1 кв.м, и тем, сколько он реально платит за аренду, колоссальная. Соответственно, есть определенная диспропорция.
Также при аренде очень сложно иметь механизм инвестирования. Потому что аренда как юридическая форма не предполагает осуществление инвестиций: ты арендуешь некий объект, а потом должен его вернуть такой, какой он был с учетом износа.
Если арендуется складская площадь, а потом на ней появляется некий объект, который находится в частной собственности у компании-арендатора, то возникает коллизия: как разойтись по окончанию срока аренды. Частная собственность нерушимая, объект надо или выкупать, или что-то с этим делать».
Отвечая на вопрос, сколько потенциальных инвесторов готовы зайти в Херсонский морпорт, Соколов сообщил: «Минимум 3 компании». Но он «пока не готов их называть». Также он отказался уточнять, из каких они стран:
«Это сильно сужает… Если я назову Литву, то вы скажете, что это «Содружество». Если назову Америку – это, наверное, «Каргилл». Есть украинские и есть иностранные компании».
"Гривна. Новый формат"