В дирекции СКК не знают о состоянии канала в оккупированном Крыму
Запасы пресной воды в оккупированном Крыму иссякают все быстрее — это признают и местные коммунальщики, и ученые. «Мощность» тех маловодных горных рек, которые направили в ложе заблокированного с материковой части Украины Северо-Крымского канала, до конца лета может полностью сойти на нет. Со значительной частью урожая винограда, фруктов и ягод крымчане тогда точно могут попрощаться, как раньше попрощались со своими рисовыми плантациями.
А вода подземных горизонтов, которую поднимают с наскоро пробитых артезианских скважин, с каждым днем все солонее — она скорее техническая, а не питьевая. Из Краснодарского же края воду, электроэнергию, не перекинешь: там ее тоже маловато. Поэтому, похоже, что через некоторое время «коза придет к телеге», и Москве волей-неволей придется начать переговоры о возобновлении подачи днепровской воды на аннексированный полуостров. И тут встает вопрос: а готов ли канал его принять?
Начальник управления СКК Александр Романенко говорит: сейчас канал исправно поставляет воду для орошения пользователям в Херсонской области. Но в Каланчакском районе ее путь преграждает временная дамба, обложенная мешками с песком. А рядом еще и строится капитальная перемычка — из бетона. Конечно, в ней можно открыть задвижки, и что дальше?
- Те несколько километров канала, которые идут от перемычки до административной границы, не разрушены — разве что дно камышом и сорняками поросло. Впрочем, сорняки убрать легко. Проблема в другом: мы не знаем, что происходит с сооружением в Крыму — никакой официальной информации о ее состоянии не поступает. А это же не игрушки - триста километров канала и четыре насосные станции, предназначенные для подъема воды на более высокий уровень, — рассказывает Александр Романенко. — Разговаривая с нашими бывшими работниками, которые еще остаются жить на полуострове, я слышу, что насосы станций ПКК используются для подкачки воды из горных рек, «заведенных» к каналу. И бесконечно так продолжаться не будет — оборудование устаревшее, оно еще до оккупации требовало обновления. Так же в дефектации нуждаются защелки, да и бетонную облицовку необходимо проверить, не растрескалась ли. В несколько часов здесь не уложиться.
Есть еще одна причина для того, чтобы крымчанам в перспективе не очень полагаться на Северо-Крымский канал. И на этот раз она не техническая или политическая, а чисто климатическая. Вследствие глобального потепления степную Таврию преследуют засухи, Днепр стал маловодним. Нынешней весной в низовьях Днепра даже сильного паводка не было — зря, что ливни каждый день идут. Следовательно, те 1,2—1,7 миллиарда кубометров речной воды, что их каждый год перебрасывали в водохранилища полуострова, могут превратиться в несбыточную мечту крымских аграриев и горожан. Ведь приоритетом все равно будут потребности крестьян Херсонщины в днепровской воде, а во вторую очередь ее будут направлять в Крым. Конечно, если по этому поводу власть государства примет соответствующее решение и если воды хватит. Эра «братского» распределения жизненно важного ресурса закончилась навсегда. И произошло это именно тогда, когда Москве захотелось хапнуть чужого. Вот за перебор в алчной глотке и пересохло.
Голос Украины