Спасать отрасль может быть слишком поздно
Срочно остановить приватизацию племенных овечьих хозяйств и разбазаривание земель под выпасы для них, утвердить национальную программу развития и внедрить действенный механизм государственной поддержки. Такое обращением к Кабинету Министров Украины подписали участники международной конференции по проблемам овцеводства, состоявшейся на базе Херсонского государственного аграрного университета при участии более сорока научных работников и руководителей племенных предприятий из Киева, с Днепропетровщины, Виннитчины, Хмельнитчины, Херсонщины и из России. Они уверены, что с принятием комплекса упомянутых выше мер медлить нельзя: нынче они являются вопросом «жизни или смерти» для целой отрасли.
«Проели» наследство
— Еще четверть века назад поголовье овец на Херсонщине превышало миллион. Нынче день ото дня «добиваем» жалкие остатки былого богатства: по степям Таврии бродит каких-то 22 тысячи чудом уцелевших овечек, а в трех племенных хозяйствах их осталось менее шести тысяч. Даже при оптимальных условиях, для «выравнивания» количества поголовья понадобится четыре-пять лет, но режим максимального содействия атагасам южной степи никто не собирается обеспечивать: поддержка овцеводства на уровне конкретных субъектов хозяйствования в регионе ограничивается декларациями. Впрочем, в соседних областях ситуация если и лучше, то совсем не намного, — подчеркивает инициатор созыва конференции — заведующая кафедрой генетики Херсонского государственного аграрного университета, профессор Татьяна Нежлукченко. — Участники форума пришли к выводу, что для сохранности отрасли как таковой существует два пути: или создавать рынок сбыта для шерсти благодаря возрождению предприятий, специализирующихся на ее переработке и изготовлении натуральных тканей вместо импортирования дешевой китайской или турецкой одежды, или же выделять бюджетные дотации из расчета как минимум триста гривен на обычную овцу ежегодно и пятьсот на племенную.
В России, где овцеводство после распада Союза также оказалось под угрозой, нынче отрасль поддерживают как на федеральном, так и на территориальном уровне. К тому же здесь практикуют грамотный подход, дотируя конкретные проекты отдельно для выращивания элитных пород овец, отдельно — для создания кормовой базы и откорма молодняка. Причем деньги дают не «вообще», а под конкретные производственные обязательства с фиксированными сроками выполнения, вспоминали участники международной конференции.
«Репрессированные» чабаны
Итак, научные работники свое слово сказали, и теперь вопрос только в одном — услышат ли его те, к кому они обращались. Ведь полагаться на местную власть не следует: она себя в этом плане давно дискредитировала. Скажем, в Херсонской области состояние дел в овцеводстве и склонность чиновников помогать отрасли можно «проиллюстрировать» лишь двумя примерами. Когда-то известный на весь Союз племсовхоз «Красный чабан» в Каланчакском районе, а нынче акционерное общество, на протяжении десяти последних лет власть и недобросовестные дельцы всячески пытаются уничтожить. То через суд отбирают «золотоносную» землю выпасов на черноморском побережье (о том, как хозяйству едва удалось защитить свои права, «Голос Украины» вспоминал в прошлом году), то ставят под сомнение право пользоваться системой орошения, то просто возбуждают уголовные дела, руководствуясь высосанными из пальца основаниями, и закрывают их только после изнурительной судебной волокиты. Из 25 тысяч овец уникальной породы асканийских мериносов в «Красном чабане» осталось немногим более четырех тысяч, с грустью говорит руководитель хозяйства Виктор Дзяткевич.
Поставили крест в регионе и на планах реконструировать под переработку шерсти Херсонский хлопчатобумажный комбинат, для которого возить хлопок аж из Средней Азии стало убыточно. Вместо того, чтобы искать инвестиции для закупки нового оборудования, часть комбината (его фабрику по изготовлению тонких тканей для рубашек и женского белья) продали под торгово-развлекательный комплекс, а деньги пустили на погашение долгов по зарплате текстильщиков — то есть их просто «проели». И все это происходило при активной поддержке главы Херсонской ОГА Николая Костяка: в ходе презентации он лично поздравил создание «центра купи-продай» на руинах производственного предприятия, которое еще не так давно давало работу почти пяти тысячам семей херсонцев.
Вместо овцеферм на Херсонщине остались сплошные руины.
Сергей Яновский, "Голос Украины"