Молоко — хоть выливай: заводы не заинтересованы его перерабатывать, пишет "Голос Украины".
На Херсонщине продолжает ухудшаться ситуация в сфере переработки животноводческой продукции. Так, маслосырзаводы области катастрофически «затоварены». Почти на каждом из них скопилось от 100 до 150 тонн твердых сыров, которые никак не удается сбыть. А отсутствие сбыта стало экономическим основанием для снижения объемов производства и закупок сырья для него.
По данным Главного управления статистики Херсонской облгосадминистрации, за январь—март перерабатывающие предприятия произвели 1327 тонн обработанного молока для поставок в сеть розничной торговли, что на 7 процентов меньше, чем за первый квартал 2011 года, 149 тонн масла (на 35,9 процента меньше) и 1409 тонн жирных сыров (сокращение на 8,4 процента).
Закупочные цены на молоко в крае и так упали ниже себестоимости, так что от массового вырезания скота крестьян сдерживает лишь возобновление с февраля нынешнего года выплат бюджетной компенсации (в 2011-м она не выплачивалась вообще) из средств, перечисляемых переработчиками в качестве НДС. «Из тех 2,18 гривни за литр молока, которые нынешней весной получают от скупщиков хозяева буренок, дотация составляет, в среднем, 27 копеек, выплачивающихся раз в месяц по отдельной ведомости. Это немного, но сейчас даже такие деньги хоть как-то помогают свести концы с концами», — говорит заместитель начальника Главного управления агропромышленного развития Херсонской облгосадминистрации Надежда Ланкина.
Пожалуй, гарантировать стабильный спрос на молоко в Таврии может как увеличение количества собственных перерабатывающих предприятий, так и рост покупательной способности населения. Но ни с тем, ни с другим на Херсонщине пока не складывается. По уровню доходов регион на одном из последних мест в Украине: с зарплатой менее двух тысяч гривен в месяц покупку к семейному столу сыра по 80—100 гривен за килограмм мало кто может себе позволить. Развития перерабатывающих мощностей тоже никакого: из одиннадцати молочных и маслосырзаводов в области сейчас работают только девять, а новые не строятся — инвестиционная привлекательность края примерно на том же уровне, что и покупательная способность ее жителей.