На фоне больших трагедий, прежде всего, жестокого экономического кризиса, аннексии Крыма, войны и разрухи на Донбассе, более мелкие, если так можно выразиться, отраслевые трагедии остаются практически незаметными для широкой общественности. В то же время они ведут к разрушению иногда целых отраслей, уничтожают производственно-технический потенциал Украины, лишают работы и средств существования многие тысячи граждан.
Ярким примером может служить когда-то хорошо развитое сельскохозяйственное машиностроение Украины. Сначала вроде бы была запущена цивилизованная и выгодная форма поддержки и развития отрасли путем предоставления аграриям в лизинг сельхозмашин отечественного производства за счет государственного финансирования на весьма выгодных финансовых условиях. Но за время правления Януковича это хорошее начинание погрязло в коррупции и окончилось откровенным разворовыванием государственных средств.
Наконец, пришедшие к власти после революции в феврале 2014 года «демократы» не сподобились или не захотели (?) защитить интересы державы и вернуть миллионы украденных народных денег. Даже прокуратура оказалась неспособной отстоять интересы государства и проиграла процесс в Высшем хозяйственном суде, о чем далее. В итоге решено и вовсе приватизировать государственную лизинговую компанию, что окончательно добьет остатки отечественного сельхозмашиностроения, лишив его инвестиций, заказов, финансирования, но зато приведет к сдаче рынка зарубежным производителям и поставщикам импортной, часто бывшей в употреблении сельхозтехники.
Подчеркнем, что утрата финансирования и рынка лишит работы не только предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Лишатся заказов десятки, даже сотни смежников, поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Серьезных объемов внутреннего потребления лишится металлургия, которой придется еще больше металла отправлять на экспорт, в результате чего за Украиной еще более закрепится дурная слава сырьевой периферии глобальной системы.
Даешь технику для села!
Следует отметить, что Украина катастрофически отстает в вопросе механизации сельхозпроизводства. Ведь если количество пахотных земель в Украине равно количеству пашни во Франции и Германии вместе взятых, то объем украинского рынка сельхозтехники практически в десять раз меньше, чем в этих двух странах.
По официальным данным, машинно-тракторный парк Украины выработал свой ресурс на 81%. При этом идет активное вытеснение с рынка отечественного производителя. Если в 2004 г. 80% украинского рынка занимала сельхозтехника украинских производителей и стран СНГ, то сегодня на их долю приходится не более трети рынка. Например, в 2013 году из общего объема в 1200 единиц отечественных зерноуборочных комбайнов (ЗУК) «Славутич» было произведено 25 штук, а остальное составили импортные новые и бывшие в употреблении машины.
Несмотря на износ и нехватку сельхозтехники в 2014 году наблюдается резкое снижение продаж. По предварительным оценкам, по сравнению с 2013 годом продажи тракторов в 2014 году сократятся на 40-50%, прицепной техники — на 35-40%, а зерноуборочных комбайнов — и вовсе в 2,5-3 раза. Из-за нарастающих финансовых трудностей, аграрии стремятся покупать как можно более дешевую технику. Поэтому в сегменте ЗУКов спрос сместился в сторону бывшей в употреблении техники, а среди поставщиков прицепного оборудования выросла доля отечественных производителей. Все это является прямым следствием резкой девальвации национальной валюты.
Причины можно проиллюстрировать следующими примерными цифрами. Если в 2013 году стоимость зерноуборочного комбайна украинского производства «Славутич» составляла около 1 млн гривен, то в 2104 году цена доходит до 1,3 млн грн. В то же время комбайн фирмы Claas (Германия) в 2013 году стоил 2,5 млн грн, а теперь его цена достигает 4 млн грн. Эти цифры наглядно объясняют, почему аграрии, которые ранее предпочитали импортную технику, даже бывшую в употреблении, теперь все больше склоняются к продукции отечественных производителей.
В то же время, если в некоторых сегментах прицепной техники отечественные производители успешно развиваются, производят конкурентную продукцию и даже экспортируют ее во многие страны, то производители самоходной техники, прежде всего тракторов и комбайнов, безнадежно отстали и самостоятельно конкурентную сельхозтехнику производить уже не смогут. Необходима кооперация с ведущими мировыми производителями.
В 2013 году предыдущее правительство вело переговоры с немецкой фирмой Claas об организации производства самоходной сельхозтехники на базе комбайнового завода в Херсоне. Имели место также контакты с именитыми компаниями John Deere и New Holland. Но для прихода в страну мировых производителей нужен большой, стабильный, развивающийся рынок с понятными правилами игры, что в нынешней Украине весьма проблематично, хотя в последние годы наблюдается устойчивый рост сельхозпроизводства, прежде всего зерновых. Кроме того, вопреки расхожим мифам о благостности частного предпринимательства, некоторые западные производители заинтересованы в сотрудничестве именно с государственными структурами, поскольку им нужны твердые государственные гарантии.
Наконец, многим отечественным аграриям не по карману даже отечественная сельхозтехника. Необходимы специальные меры государственного стимулирования, которые дали бы возможность аграриям покупать отечественные машины, а производителям получать заказы и финансирование.
Гладко было на бумаге...
Для решения указанных проблем была предложена выгодная схема финансового лизинга, принятая в цивилизованном мире. Суть ее сводится к следующему.
Создается государственная лизинговая компания (ЛК). Через нее государство на возвратной основе выделяет специально предусмотренные для этих целей в государственном бюджете средства, за которые у отечественных производителей закупается сельхозтехника. Для «чистоты эксперимента» сначала было даже поставлено условие, чтобы доля отечественных комплектующих в себестоимости механизма составляла 40-50%, но это условие выполнить практически невозможно.
В целом, такая схема обеспечивает производителей сельхозмашин финансированием, заказами, рынок — защитой от засилья импорта, аграриев — выгодными условиями приобретения именно отечественной техники.
Лизинговая компания передает технику аграрным производителям на следующих условиях: уплата первого взноса в размере 5% стоимости, а затем рассрочка на 5 лет под 5% годовых. Если учесть, что ставки по банковским кредитам превышают 30% и более, а кредитование на 5 лет является и вовсе несбыточной мечтой, то такие условия являются крайне выгодными.
Для проведения лизинговых операций была создана Национальная акционерная компания «Украгролизинг». Сначала она подчинялась Министерству аграрной политики и продовольствия, но затем ее вывели в прямое подчинение Кабмину.
В 2010 году, после прихода к власти Януковича, министерство возглавил Николай Присяжнюк, близкий к скандально-знаменитой Семье сбежавшего экс-президента и к не менее скандальному тогдашнему депутату Юрию Иванющенко, который известен также как Юра Енакиевский. Стараниями Присяжнюка в конце 2010 года была создана еще одна лизинговая компания «Спецагролизинг», подчиненная непосредственно Минагропроду.
Далее неплохая задумка с лизингом была дискредитирована коррупцией и разворовыванием государственных средств в особо крупных размерах...
А вот и она — коррупция!
По данным интернет-ресурса «Наші гроші» при создании ЛК «Спецагролизинг» эта компания получила «мощную» материальную базу в составе трех компьютеров, двух шкафов и трех столов. Но уже в декабре 2010 года Министерство экономики дало компании разрешение на приобретение 120 зерноуборочных комбайнов КЗС-812СХ производства Херсонского завода. Закупка была осуществлена по любимой регионалами неконкурентной методе «у одного участника». Причем закупалась техника не на самом заводе, а у некоего ООО НПП «БелоцерковМАЗ», хозяином которого является некто Александр Олейник — член Партии регионов, контролировавший и Херсонский завод. Но если отпускная цена завода составляла на тот момент 870 тыс. грн за комбайн, то ЛК приобрела партию техники за 119,76 млн грн? то есть по цене почти 1 млн грн за единицу, «наварив» в карманы участников аферы по 130 тыс. грн на каждом комбайне на общую сумму 15,6 млн государственных денег.
Затем на горизонте появляется еще одна очень скандальная «лавочка» — Державна продовольчо-зернова корпорація України (ДПЗКУ). Эта фирма была создана на базе не мене скандального НАК «Хлеб Украины», считалась вотчиной Присяжнюка и Иванющенко, а также прославилась многими «славными» делами, прежде всего скандальной историей о нецелевом использовании, а по сути — разворовывании китайского кредита под поставку зерна в Поднебесную в размере 3 млрд долларов, в связи с чем государство Украина уже имеет и будет иметь еще очень много проблем.
В том же декабре 2010 года, буквально через несколько дней после начала работы ЛК «Спецагролизинг», ДПЗКУ получает от Министерства экономики разрешение на приобретение у «Спецагролизинга» услугу по финансированию в кредит 120 ЗУК. В апреле 2011 года эти 120 комбайнов «Спецагролизингом» были переданы ДПЗКУ. Приобретение опять было произведено по процедуре «закупка у одного участника». В ходе этой сделки стоимость партии комбайнов увеличилась до 143 млн грн, то есть, если считать от отпускной цены завода, государство обворовали еще на 23 млн грн.
В результате две указанные «прослойки» обокрали родную державу на 38,6 млн грн, что тогда составляло «скромных» 4,8 млн долларов. Но это было только начало...
На горизонте появляется еще одна фирма с очень похожим названием ДПЗКУ-МТС. Но если в ДПЗКУ хотя бы контрольный пакет уставного фонда формально принадлежал государству, что, впрочем, не мешало обслуживать частные интересы, то ООО ДПЗКУ-МТС к государству Украина не имело никакого отношения, а было основано кипрской офшоркой «Алдзас инвестментс Лтд», которая числится в учредителях у еще одной скандальной фирмы «Хлебинвестбуд», которую связывают с Иванющенко и Присяжнюком. В июне 2011 года полученные от «Спецагролизинга» 120 комбайнов ДПЗКУ передала ДПЗКУ-МТС на срок до 31 декабря 2017 года. В октябре 2011 года «Спецагролизинг» передал еще 21 зерноуборочный комбайн КЗС-9-1 «Славутич» уже непосредственно ДПЗКУ-МТС. Таким образом, общая численность комбайнов, полученных в лизинг у «Спецагролизинга», составила 141 единицу на общую сумму 144 млн грн.
Характерно, что техника передавалась в лизинг не производителям сельхозпродукции, даже не обслуживающим предприятиям, которые оказывают аграриям услуги, — например, по уборке урожая, — а «прокладкам», основной целью создания которых является отмывание денег.
Но самое главное состоит в том, что ООО ДПЗКУ-МТС за три года не заплатило ни одного лизингового платежа государственному предприятию «Спецагролизинг» за использование техники. Более того, вследствие варварской эксплуатации техника находится в неработоспособном состоянии, что нарушает условия лизинга, согласно которым износ оборудования не должен превышать естественную амортизацию за период действия лизингового договора. К тому же 88 комбайнов остались на территории аннексированного Россией Крыма и считаются на полуострове «национализированными» республикой Крым, о чем имеется соответствующее письмо за подписью «замминистра аграрной политики и продовольствия Крыма» некоего К. В. Мугли.
Суд идет, контора пишет
В этих условиях руководству ООО ДПЗКУ-МТС подало иск, в котором просит суд обязать ГП «Спецагролизинг» принять 120 зерноуборочных комбайнов КЗС-812СХ. ООО ДПКЗУ-МТС утверждает, что техника якобы уже осмотрена и принята «де-факто», но ГП «Спецагролизинг» уклоняется от подписания акта передачи. Еще раз обратим внимание: мало того, что техника находится в неисправном состоянии, превышающем естественный износ за три года, но 88 единиц техники находится в Крыму, то есть элементарная арифметика говорит о том, что комбайнов в принципе не может быть 120 штук!
Таким образом, ООО ДПКЗУ преследует очевидную цель: разорвать договор, обязав ГП «Спецагролизинг» формально получить назад неисправную или даже несуществующую, то есть находящуюся в Крыму, технику, прикрываясь форс-мажором по случаю аннексии Крыма, и снять с себя всякую ответственность, прежде всего, финансовую.
Киевский апелляционный хозяйственный суд отказал ООО ДПЗКУ-МТС в удовлетворении иска со следующей формулировкой: ГП «Спецагролизинг», оказывается, не уклоняется от разрыва договора и принятия техники, но готов это сделать только после устранения неисправностей и погашения задолженности по договору лизинга.
Но здесь суд противоречит сам себе. В феврале 2014 года ГП «Спецагролизинг» обратилось в суд с иском о взыскании с ООО ДПКЗУ-МТС 44 млн грн в качестве лизинговых платежей, которые, повторим, за три года действия договора о лизинге еще ни разу не выплачивались. Итогом судебного разбирательства стало решение Киевского апелляционного хозяйственного суда от 10 сентября, по которому лизингополучатель в лице ООО ДПЗКУ-МТС не обязан ничего платить лизингодателю в лице госпредприятия «Спецагролизинг», то есть государству, поскольку комбайны приобретались на государственные средства. Складывается впечатление, что налаженные при свергнутом режиме Присяжнюком, Иванющенко и прочими коррупционные схемы по разграблению государства продолжают «успешно» работать, а ГП «Спецагролизинг» столь же «успешно» проигрывает «договорные матчи» в судах в пользу этих схем. О «честности» и «объективности» отечественной Фемиды говорить не будем. Нынешняя «демократическая» власть, клявшаяся на Майдане изжить пороки антинародного режима Януковича, проблемой не интересовалась или, наоборот, «нашла свой интерес» в ней...
Кстати, коллеги ГП «Спецагролизинг» из НАК «Украгролизинг», также имеющие проблемы с тем же ООО ДПЗКУ-МТС, оказались более настойчивыми в защите государственных интересов. В ходе судебных разбирательств НАК «Украгролизинг» отсудил у ООО ДПЗКУ-МТС около 50 млн гривен. Словом, было бы желание...
А ведь если считать стоимость, по сути, загубленных комбайнов, плюс лизинговые платежи, пеню и прочее, то в случае с ГП «Спецагролизинг» речь идет ни много ни мало о почти 200 млн гривен народных денег. Тех самых денег, которых, как уверяет премьер Яценюк, катастрофически не хватает воюющей стране, находящейся в глубоком экономическом кризисе. Выходит, народ призывают еще больше «затянуть пояса», тогда как сотни миллионов гривен продолжают безнаказанно разворовывать проходимцы!
Сентябрьское решение суда вызвало некоторый скандал, и власти пришлось-таки вмешаться. Ныне действующий министр аграрной политики и продовольствия Игорь Швайка обратился к Генеральному прокурору Виталию Яреме с просьбой защитить интересы государственного предприятия и не допустить разворовывания средств государственного бюджета. Надо отдать должное, прокуратура отреагировала оперативно: заместитель прокурора столицы обжаловал решение апелляционного суда в кассационном порядке в Высшем хозяйственном суде. Но это не помогло: кассационную жалобу прокуратуры Высший хозсуд оставил без удовлетворения, мотивируя сие решение, мягко говоря, весьма туманно.
Этот процесс вообще подозрительно похож на «коррупционный договорняк». Вместо Генпрокуратуры в процесс вошла городская прокуратура Киева: формально законно, но, по сути, это издевательство! Вместо прокурора или зампрокурора столицы на процессе присутствовал рядовой прокурор: тоже вроде законно, но осадочек остался... Наконец, представители ответчика, то есть, будем говорить прямо, обворовавшего державу на огромную сумму ДПЗКУ-МТС, в суд вообще не явились, но это не помешало ответчику получить нужное ему решение суда, которое формулируется хорошо известной крылатой фразой: кому должен — всем прощаю!
Итак, государство не способно защитить даже свои интересы. Что тогда говорить об интересах граждан?!
Немного о последствиях
Таким образом, идея лизинга сельхозмашин дискредитирована, в результате чего отечественные машиностроители лишаются заказов и финансирования. Это влечет за собой технологическую деградацию, сокращение рабочих мест в отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости, безработицу, падение отчислений в бюджет и социальные фонды, включая пенсионный.
Похоже, новую «демократическую» власть подобные «мелочи» не особо волнуют, поскольку «затягивать пояса», урезая зарплаты, социальные выплаты и прочие доходы граждан, намного проще, чем создавать условия для развития технологичного производства и создания рабочих мест с достойной оплатой труда. Иначе чиновники уже давно вмешались бы в скандальное коррупционное дело с участием ООО ДПЗКУ-МТС и ГП «Спецагролизинг», заняв государственническую позицию. Повторим, на кону — около 200 млн гривен народных денег и 141 принадлежащий государству комбайн!
Кстати, сейчас, в условиях резкой девальвации гривны и удорожания импортной техники, следовало, наоборот, стимулировать отечественное производство для завоевания украинской техникой внутренних и, возможно, даже внешних рынков. Но, похоже, стратегически мыслить в этой стране все еще некому...
В то время, пока ГП «Спецагролизинг» барахтается в трясине коррупции и воровства, НАК «Украгролизинг» включен в программу приватизации на 2015 год. Причем люди знающие утверждают, что от приватизации этого предприятия государство не получит почти ничего, поскольку там тоже долги и проблемы. Определенную ценность представляет здание в центре столицы. Может, из-за здания приватизацию компании и затевали?..
Таким образом, правительство Яценюка, похоже, решило вообще поставить крест на агролизинге как прогрессивной форме технического перевооружения сельского хозяйства, а заодно угробить сельхозмашиностроение страны. В этом случае, кроме указанных проблем с развалом производства, безработицей, доходами граждан и поступлениями в бюджет, страна лишится перспектив притока инвестиций в сельхозмашиностроение, поскольку известные в мире производители, повторим, не хотят приходить на голое место, да еще в условиях коррупции, воровства и непонятных правил игры. Кроме твердых государственных гарантий, иностранных инвесторов интересуют пусть даже отсталые, но действующие профильные предприятия, а не развалины, которые не подлежат восстановлению.
Но «европейским реформаторам» в правительстве это, похоже, не интересно...
Александр Карпец, фрАза