Юг нашей страны страдает от вечной нехватки воды. И в то же время на Херсонщине она даже не десятками тысяч, а миллионами кубометров утекает в землю сквозь дырявые ложа старых каналов.
Масштабы утечек
В 60-е годы прошлого века через таврические степи проложили сразу два оросительных канала — Краснознаменский и Северо-Крымский, а в 70-е к ним добавился еще и Каховский магистральный канал. Но если КМК строили по всем правилам науки — с бетонной облицовкой берегов и грунтово-пленочным изолирующим экраном, то на изоляции двух его предшественников сэкономили. И теперь имеем то, что имеем: потери драгоценной для засушливых степей воды при ее прокачке через Каховский магистральный канал составляют всего шесть процентов, а на Северо-Крымском и Краснознаменском — около двадцати. Масштабы утечек колоссальные: в одном только минувшем году из 261 миллиона кубометров прошедшей через два упомянутых канала воды 50 миллионов было потеряно. Она просто-напросто вылилась в землю, повысив уровень грунтовых вод, а заодно и риск подтопления населенных пунктов. А ведь только за электроэнергию для насосов вертикального дренажа, откачивающих излишки влаги в зоне подтопления, областное управление водных ресурсов в том же году заплатило порядка миллиона бюджетных гривен!
— Конечно, проблему подтопления нельзя списывать только на утечки из земляного ложа Северо-Крымского и Краснознаменского каналов. Она вызвана целым комплексом объективных и субъективных причин. И среди них не последнюю роль играет человеческий фактор, — убежден начальник Херсонского облводхоза Егор Коваленко. — Скажем, в курортном Скадовске специально для отвода поверхностных вод когда-то было проложено пять рвов. Однако за последние десятилетия их кое-где засыпали, а кое-где над ними построили новые дома или проложили асфальтовые дороги. Но как только подтопление вновь дало о себе знать и центр города оказался в воде, о рвах снова вспомнили, и два из них начинают прокладывать вторично. И для этого понадобилось отдельное поручение главы государства. Однако нужно признать, что утечки воды из каналов нарушают баланс водоносных горизонтов, а экологи считают это явление большой угрозой для окружающей среды.
«Проедаем» наследство
С технической точки зрения, предотвращение особой сложности не представляет. После окончания сезона орошения воду из старого канала сбрасывают, монтируют на дне и стенках грунтово-пленочный экран, а берега укрепляют бетонными конструкциями. Но... Каховский завод железобетонных изделий, когда-то работавший по заказам мелиораторов, десять лет простаивал, а теперь этот объект вообще выкупила частная компания, которая строит на его месте овощехранилище. Хотя бетонные плиты, в конечном счете, можно и в другом месте заказать — были бы деньги. А вот с деньгами напряженка куда более ощутимая.
— Арифметика тут простая: грунтово-пленочный экран для канала потянет на 24 миллиона гривен за километр, такой же экран, но с дополнительным укреплением бетоном будет стоить уже 38 миллионов гривен за километр. Учитывая то, что протяженность Северо-Крымского и Краснознаменского оросительных каналов на землях Херсонщины составляет около ста километров, выходим на общую сумму от 2,4 до 3,8 миллиарда гривен. Откуда деньги?
К чести херсонских мелиораторов, многое из этого наследства они сумели сохранить, причем в рабочем состоянии. Для примера: на Херсонщине из 425 тысяч гектаров орошаемых земель исправные системы полива остались на 286,2 тысячи гектаров, или на 67 процентах территории, а в соседней Одесской области — всего 38,8 тысячи гектаров из 296,9 тысячи, или 17 процентов, в Крыму — 134 тысячи из 397 тысяч, или 34 процента.
Одним — доходы, другим — расходы?
Но вот парадокс: доходы от обильных урожаев зерновых и овощей (с гектара поливных земель Таврии можно собрать до сотни тонн помидоров или капусты) получают одни, а затраты на содержание каналов, без которых этого полива не было бы, несут другие. Сегодня аграрии края платят только за электроэнергию для подкачки воды (в минувшем году — 140 миллионов гривен), а жизнедеятельность каналов всецело обеспечивает государство. И если на зарплату 3600 облводхозовцев, «коммуналку», запчасти и горючее для транспорта бюджетного финансирования хоть и в обрез, но хватает, то для дорогих проектов, вроде изоляции земляного ложа оросительных систем, за все годы независимости их вообще не выделяли.
Без каналов нам не обойтись, но модернизировать их надо как можно скорее, и тут нужно искать возможности для привлечения в эту сферу дополнительных капиталов. Мелиораторы Херсонщины уверены: при желании варианты подыскать можно. После того, как инвестиционная привлекательность отечественного овощеводства выросла, и наши, и зарубежные бизнесмены проявляют все большую заинтересованность в долгосрочной аренде участков земли площадью не менее тысячи гектаров с орошением. В ставки такой аренды (именно для крупных агрофирм, а не фермеров или мелких индивидуальных крестьянских хозяйств) можно было бы забить определенную целевую надбавку как раз на реконструкцию земляных каналов с ее перечислением на отдельный счет. Такую же надбавку, только более солидную, стоило бы предусмотреть и при определении цены гектара на орошении, если государство все-таки разрешит продажу угодий сельскохозяйственного назначения. Но для этого необходимы изменения целого ряда нормативных актов как на правительственном, так и на законодательном уровне, считают эксперты.
Сергей Яновский, "Голос Украины"